search
main
Топ 10
В Москве объявили десять лауреатов конкурса «Директор года России – 2023» От всей души: Учителя года разных лет встретились с финалистами конкурса «Учитель года России - 2023» День учителя: о труде педагогов расскажут школьникам на «Разговорах о важном» В МПГУ повысили квалификацию почти 2 тысячи советников директоров по воспитанию В Роспотребнадзоре сказали об условии ухода школ на карантин ЗПР – это не приговор: о работе учителя-дефектолога Юрист предупредил учителей, что забирать смартфоны у школьников незаконно Минпросвещения: решения о закрытии коррекционных школ в регионах должны напрямую согласовываться с министерством Стали известны призеры конкурса «Директор года России – 2023» В Хабаровске выбрали место для строительства межвузовского кампуса В России впервые проводят аккредитационный мониторинг системы образования В Чувашском педуниверситете имени Яковлева открылся технопарк «Кванториум» ОГЭ-2024: какие изменения ждут девятиклассников во время аттестации В Москве состоялось открытие финала Всероссийского конкурса «Первый учитель» Духовно-нравственные ценности и научный подход: новый облик российской системы образования Иван Зарубин из Тюменской области стал победителем конкурса «Мастер года-2023» Соцфонд на 2024 год заложил в проект бюджета индексацию пенсий, единого пособия и маткапитала Конкурс «Директор года России – 2023» вышел на финишную прямую В Москве состоялось открытие заключительного этапа конкурса «Директор года России – 2023» Минпросвещения: ключевое событие Года педагога и наставника Большая учительская неделя стартует 2 октября
0

​Этот волшебник ритм

Вся наша жизнь состоит из ритмов: тиканье часов, капли дождя, чередование дней и ночей, наше дыхание и стук сердца. В последнее время логопеды и педагоги по музыке стали обращать внимание на возросшее количество неритмичных детей. Нетрудно установить существование зависимой связи между музыкальным ритмом и речью.

Ритм является основой правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразование и словоизменение). Кстати, выучить стихи для таких детей тоже становится проблемой, ведь стихи – это речь, подчиненная ритмическим законам, а именно они, эти законы, и недоступны для понимания этими детьми.Ориентировку на ритм движений и переключение с одного ритма на другой педагог формирует в процессе занятий по слуховому, зрительному и тактильному восприятию: «повтори за мной», «выложи, постучи, похлопай, потопай так, как я». Помочь ребенку поймать, почувствовать ритм можно с помощью введения внешних опор: разметка следов на полу – для ритмичного шага; звуки метронома – для ритмичного проговаривания или игры на музыкальных инструментах. Огромную роль здесь играют музыкальные или логоритмические занятия, сначала с движениями, а потом с различными вокализациями и проговариванием слов под музыку (декламация).Дальше можно делить слова на слоги (хлопками, шагами, выкладыванием пуговиц или полосок), соблюдая при этом дидактический принцип «от простого к сложному». От слов переходим к фразам с такими же зрительно-тактильными опорами.Детям раннего возраста можно предложить рассказывать вместе хорошо знакомые стихи, когда взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово.Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить придумать окончание стихотворных строк, используя потешки, чистоговорки и стихи. Прекрасными в этом отношении являются стихи наших детских писателей и русские народные сказки с их ритмично повторяющимися словами: «…бил-бил, не разбил…», «…тянут-потянут, вытянуть не могут…».Волшебная сила ритма позволяет людям говорить, читать и писать прекрасно и легко без усилия и напряжения.Хотелось бы уберечь от ошибки тех, для кого быстрота чтения (темп) является показателем овладения этим навыком. Погоня за темпом может сыграть отрицательную роль для многих детей с нарушенным чувством ритма, так как смысл прочитанного окажется для них недоступным. Ритм ведет чтение, а не наоборот. Не скорректировав подобные нарушения в дошкольном возрасте, мы получаем возросшее количество нарушений чтения и письма в школе, и не только в младших классах, но, как выяснилось в последнее время, и в старших классах.Конечно, развитие чувства ритма – это не панацея, но практика показывает, что своевременные занятия могут в значительной мере предупредить или исправить недостатки письма и чтения не только у детей, но и взрослых.Ольга ГАВРИЛОВА,учитель-логопед школы №1133

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте