search
main
0

Большое видится на расстоянии

Главный критерий воспитания – гармония в обществе

О проблеме воспитания говорили много и давно. И наконец с 1 сентября этого года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся». Как всегда, любое новое начинание вызывает различные вопросы. Чтобы расставить все точки над i, редакция «Учительской газеты» совместно с АНО «Россия – страна возможностей» провела заочный круглый стол, на котором представители школьной и вузовской общественности, депутаты Госдумы, а также участники проекта АНО «Россия – страна возможностей» продемонстрировали свое видение того, как будут реализовываться поправки к закону об образовании в части воспитания. Примечательно, что круглый стол прошел накануне форума «Линейка» в мастерской управления «Сенеж», который состоится 3-4 октября 2020 года. Его устраивают АНО «Национальные приоритеты» и проекты платформы «Россия – страна возможностей» – мастерская управления «Сенеж», а также конкурс «Учитель будущего». Участники молодежного педагогического форума «Линейка» по теме «Воспитание 2.0: от воспитательных мер к воспитательной среде» будут обсуждать новые механизмы организации работы с учениками. Мы задали нашим экспертам, участвующим в заочном круглом столе в «УГ», пять вопросов. Сегодня мы публикуем их ответы.

1. Насколько педагоги готовы реализовать новые поправки к закону об образовании в части воспитания? Как в связи с этим необходимо менять подготовку студентов в педвузах страны?

2. Как будет оцениваться рабочая программа по воспитанию контрольно-надзорными органами?

3. Как вообще измерить уровень патриотизма, гражданственности и уважения к старшему поколению? Есть ли какие-то критерии оценивания?

4. Кто должен реализовать эти поправки – классные руководители, учителя-предметники и когда – во время уроков или во внеурочной деятельности? Есть ли какие-то четкие инструкции на этот счет?

5. Как будет осуществляться взаимодействие с семьей в вопросе воспитания, ведь достичь каких-то результатов можно только в тесном сотрудничестве с родителями?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
1. Педагогический поиск в вопросах и воспитания, и обучения не прекращается никогда вне зависимости от действующих законодательных норм. Потому что воспитание – это тяжелый душевный труд. Еще Константин Ушинский говорил, что искусство воспитания почти всем кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким. И чем понятнее и легче оно кажется, тем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Сегодняшних студентов необходимо максимально погружать в практику работы выдающихся российских школ, где совместная деятельность детей и взрослых ценится не меньше, чем высокие академические результаты. У них есть бесценные наработки – «суды чести», образовательные экспедиции, игры на освоение правил и норм коммуникации и поведения, разновозрастная воспитывающая среда. Ведь самый действенный подход – воспитание на собственном примере, и ребенок быстро забывает сказанные ему слова, если они расходятся с делом. Поэтому выдающиеся педагоги всегда начинают с себя.

Худшее, что можно представить для развития методов воспитания в российской школе, – тотальные формальные проверки рабочих программ воспитания и планов воспитательной работы. В школах и колледжах их составляли и раньше. Теперь они станут обязательной частью образовательных программ, и это, безусловно, открывает широкие возможности для контроля и надзора. Наилучшим выходом стало бы описание уникальных воспитательных практик и соответствующих им программ для разных типов школ: нацеленных на высокие учебные результаты или на развитие детско-взрослых сообществ, работающих с трудными подростками или в сложных социальных условиях. Из этих практик и программ школы могли бы собирать свою программу с учетом актуальных задач, а проверка могла бы носить научно-методический, развивающий, а не карательный характер. В противном случае есть риск того, что в перечне обязательных документов появится еще один, а подходы к работе с учащимися не изменятся.

4. Так же как реализация образовательной программы, участие в воспитании ребенка – задача всего педагогического коллектива. По мнению самих учащихся, главное, чего сегодня не хватает для того, чтобы система образования оказывала более положительное влияние на подростков, – это доброе и уважительное отношение к ученикам (69%), интересные школьные программы (68%), внимание к каждому ученику (55%), доверительные отношения между учащимися и педагогами (51%). По мнению 42% школьников, учителя должны пользоваться авторитетом, а в качестве собственных авторитетов каждый десятый подросток назвал кого-то из учителей. Об этом свидетельствуют ежегодные опросы школьников, проводимые ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования». Если ребенок с детства будет видеть, что он нужен и важен, чувствовать, что он является частью сообщества, понимать, что взрослые ежедневными действиями выражают общие ценности, нам не потребуется никаких дополнительных «средств измерения» патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Мария АФОНИНА, проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей»:
1. Педагоги готовы, но они беспокоятся из-за отсутствия понятной модели и знакомых форматов того, как это можно сделать. Для решения новой задачи еще нужно выработать и отладить все алгоритмы, присутствует небольшой страх перед новым. Именно поэтому в качестве одной из ключевых задач молодежного педагогического форума «Линейка» мастерской управления «Сенеж» мы видим помощь молодым педагогам в совместном проектировании новых инструментов формирования воспитательной среды.

Воспитательный процесс – очень тонкая материя. Воспитательную среду школы можно подробно описать в теории, но по-настоящему оценить ее эффективность и ценностное содержание возможно, только оказавшись внутри. Молодой педагог, приходя из университета, не имеет тех самых алгоритмов и целостного понимания того, как сформировать среду в своем классе и школе, несмотря на то что он теоретически весьма подкован и много про эту загадочную среду читал.

Первый шаг разрешения этого противоречия я вижу в формировании общей матрицы ценностей внутри школ или вузов, то есть тех ценностей, которые были бы едины для всех участников процесса, соотносились с общепринятыми нормами морали и этики, которые бы позволили трансформировать среду в лучшую сторону.

2. Формально оценить эту программу очень сложно, потому что ее фактическое выполнение далеко не всегда будет приводить к появлению документально оформленной системы ценностей с конкретными маркерами и тем более к ее трансляции во внешнюю среду.

3. Это сложный вопрос. Формальный уровень поведения обычно проявляется в словах, которые человек произносит, постах в социальных сетях и конкретных действиях.

И часто патриотизм, гражданственность и уважение к старшему поколению, к сожалению, оцениваются через призму декларируемых слов и публичных действий. Мне кажется, что настоящий патриотизм начинается с любви к тому месту, в котором я живу, – я бережно отношусь к своему дому, к двору, в котором живу, меняю среду вокруг себя в лучшую сторону. Патриотизм начинается с любви и уважения к людям, которые меня окружают, и я здесь не хочу как-то выделять именно старшее поколение, потому что истинный патриотизм и гражданственность заключаются в уважении к каждому человеку вне зависимости от возраста, в выстраивании гармоничных межпоколенческих коммуникаций.

4. Мне хочется, чтобы при формировании гармоничной воспитательной среды мы не делили учеников и учителей на «я» и «они», потому что ценность среды в том, что все являются равноправными участниками процесса.

Учитель не должен ставить себе задачу научить ценностям согласно учебному плану.

Ценности можно только транслировать, ненавязчиво становясь образцом для подражания, нравственным идеалом для учеников. Хорошо, когда внутренние ценности и установки учителя совпадают с матрицей ценностей, тогда процесс воспитания будет органичен, в противном случае это не под силу вообще никому, и все рискует превратиться в номинальное выполнение того самого учебного плана.

Важно, чтобы ценности, которые транслируют учителя, действительно откликались всем. И первый шаг – честно совместно договориться о том, какие ценности нам важны, а дальше развивать и укреплять их в учениках через совместно прожитый опыт.

5. Конечно, процесс воспитания ученика невозможен только при участии учителей. Родители, семья и ближайшее окружение – такие же полноправные субъекты этого процесса. Лучший способ воспитания – совместно прожитый опыт.

Здесь мне хочется рассказать о таком общедоступном и интересном инструменте воспитания, как синемалогия.

Синемалогия – это совместный просмотр фильмов и их последующее обсуждение.

Этот инструмент редко используют родители, но он позволяет обсуждать с детьми важные для нас вопросы, на которые в повседневной жизни часто нет времени. Или же вы можете организовать в своей семье книжный клуб.

При таких ненавязчивых форматах воспитания стираются позиции. Никто не должен выдерживать роль родителя или ребенка, учителя или ученика. При таком формате организации среды мы все равны, каждый имеет право на мнение, каждый может рассказать, какие цитаты из книги или ситуации из фильма ему больше всего понравились, на какие обратил внимание и почему.
Опосредованное обсуждение позволяет не только лучше узнать друг друга, найти точки соприкосновения, но и по-новому посмотреть на себя.

Лариса ТУТОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке:

1. Начнем с того, что в ФЗ раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ. В принципе для наших педагогов ничего нового не произойдет. Реализовать новые поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ» будет несложно. Особенно учителям со стажем.

На сегодняшний день воспитательная работа в школе налажена, и она не прекращалась, но были расставлены по-разному акценты. Большое внимание уделяется патриотизму. Эти поправки в закон очень важны еще и потому, что закон касается не только школ, но и средних, и высших учебных заведений. И если говорить о школе, то есть уже воспитательная программа, которая будет в каждой школе адаптироваться в своих условиях и своих возможностях, а в вузах такой программы еще нет, она пока не разработана, и это та задача, которая будет стоять перед ними. В последние годы в вузах сложилась значимая практика по реализации воспитательных мероприятий. Все чаще преподаватели говорят с ребятами об этом, может, не в терминах воспитания, а в терминах развития. Создаются условия, чтобы в рамках внеучебной деятельности студенты могли найти для себя подходящую воспитательную активность, которая способствовала бы не только профессиональному росту, но и становлению личности.

Что касается молодых специалистов, а также студентов педвузов и педколледжей. Будущим педагогам преподается курс «Теория и методика воспитания».
В связи с этим считаю очень важным наставничество в педагогической деятельности, когда наработанный опыт более зрелые учителя-наставники передают молодым педагогам.

Думаю, что в целом наши педагоги готовы к реализации данных поправок.

Важно избежать формального подхода и органично включить воспитание в единый образовательный процесс, не добавляя излишней бюрократической нагрузки на школы и вузы.

2. Патриотизм – это не только парады, военно-патриотические конкурсы и написание диктантов Победы. Это и знание своего края, малой родины, истории России, знакомство с творчеством известных соотечественников, участие в волонтерской и поисковой деятельности и многое другое, но об этом всегда как-то забывается.

Только при осознании этой составляющей воспитательной функции можно работать и над пониманием гражданственности, пониманием молодым поколением своего предназначения, своих обязанностей и долга.

3. У нас все учреждения, детские сады и школы, проводят образовательно-воспитательную работу. Обучением занимаются учителя, а кроме того, учителя и классные руководители занимаются и воспитательной работой. Причем эта работа в разных школах отличается в зависимости от социума района, от программы школы. В начале года каждое учреждение формирует план воспитательной работы. Я думаю, что теперь, после принятия закона, нагрузка на классных руководителей не возросла, потому что воспитанием занимались и до этого.

Андрей БОГДАНЦЕВ, руководитель проекта «Учитель будущего» АНО «Россия – страна возможностей»:

1. Воспитательная работа никогда не уходила из отечественной школы. Она просто в какой-то момент была сильнее, а в какой-то период слабела. Где-то была более тщательной, где-то – менее. Учителя всегда работали в системе, подразумевая личную ответственность за воспитательный компонент. И, по сути, закон лишь укрепляет работу учителей, законодательно ее обосновывает.

3. Наверное, основным критерием оценки является гармония в обществе. И если есть гармония в диалоге ребенка и старшего поколения, это говорит о том, что ребенок достаточно воспитан. Но не в каких баллах, процентах или коэффициентах невозможно измерить уровень патриотизма. Показателем патриотизма является сохранение традиций и ценностей. Наглядно это продемонстрировало 9 Мая в этом году, несмотря на запреты массовых мероприятий, люди выходили на балконы своих домов и пели песни военных лет.

4. На мой взгляд, сильна воспитательная составляющая самого урока, ведь патриотизм можно прививать на уроке не только истории, но и физики, математики, химии. Реализация поправок – это задача всей школы, как педагогического состава, так и административного, и даже хозяйственного. Ведь воспитание – это в том числе вежливое общение, уважительное отношение к труду окружающих людей.

5. Безусловно, необходимо тесное сотрудничество с семьей ребенка. Но родителей не должны вызывать в школу, только если надо отругать ребенка. Родителей нужно приглашать к совместному творчеству, к соавторству воспитательных мероприятий, погружать их в систему воспитания образовательного учреждения.

Дмитрий НАСОНОВ, проректор по молодежной политике и воспитательной работе, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Томского государственного педагогического университета:

1. В педагогических университетах есть такое понятие, как «педагогизация среды», – это процесс, когда студент педагогического университета становится отличным специалистом, прекрасным педагогом на примере преподавателей, сверстников, с которыми общается, и фоновых событий. Педагогизация среды должна происходить и в школе, и при работе с родителями, и в обычной жизни. Эту работу должны выполнять профессионалы в сфере образования, это может быть государственный заказ для педагогических университетов и институтов развития образования. Либо можно разработать программу работы с родителями. Мы прекрасно понимаем, что рожденный в 2000 году член общества уже подошел к репродуктивному возрасту, ему сейчас 20 лет, скоро у него появятся свои дети. А чем он живет, чем интересуется, как поправить его векторы? И как параллельно настроить правильный вектор у детей, которые сейчас обучаются в школе? Кто кого будет обогащать: дети родителей, школы и университеты родителей? Полагаю, должна быть единая большая педагогическая среда, коллайдер, в котором родители, дети, учителя и другие специалисты должны работать на одну цель – воспитывать гражданина нашей прекрасной страны.

Все говорят про учителя будущего, а каким должен быть гражданин будущего, какими компетенциями он должен обладать? Мы можем понять, каким должен быть этот человек все вместе, а реализовать систему его воспитания мы должны через вышеописанную большую систему, в которую включены все игроки. Дополнительное образование тоже должно сюда подключиться.

4. Воспитательная работа должна быть осознанной и регулярной. Не выбирайте для себя какую-то одну форму для наращивания компетенций. Необходимы все возможные форумы, мероприятия, а также внеучебная работа, дополнительное образование и другие личные точки роста. Однако сегодня преподаватели не всегда готовы выступить в качестве ролевой модели и повести за собой, их необходимо правильно подготовить к этой работе. Они не должны забывать о своей наставнической роли и обязаны ее культивировать. С учетом многообразия форм воспитания перед педагогическими университетами стоит непростая задача – подготовить специалиста, который бы соответствовал современным требованиям, осознанно подходил бы к использованию форм воспитания и их эффективно применял.

Во время воспитательной работы важно найти ценности, которые будут неизменны для всего общества, это тема для проведения актуальных и обширных исследований, которые помогут нам ответить на многие вопросы.

5. В процесс воспитания, как мы знаем, должны быть включены не только родители. Одновременно сложно измерить патриотизм, так как он измеряется не конкретными числами участия в мероприятиях или добрыми делами. Это должен быть общий процесс, в котором важно видеть рядом единомышленников – людей, которые однозначно любят то, что их окружает, начиная с малой родины, близких людей и расширяя это патриотическое чувство все шире до масштабов страны и социума в целом.

При подготовке специалиста, который через 4-5 лет обучения пойдет работать в школу, педагогический университет должен подготовить его с учетом воспитательного функционала, научить общаться не только с ребенком, но и с родителями. А поскольку воспитание ребенка начинается с детского сада, важно подготовить специалиста дошкольного образования и также научить его работать с родителями.

Не стоит забывать и о том, что окружает ребенка, – культура (фильмы, книги, развлечения), социальные сети, общественные дискуссии и события в стране.

Ингрид ПИЛЬДЕС, директор «Академии талантов» Санкт-Петербурга и Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей, кандидат педагогических наук:

1. Воспитанием детей занимаются все, кто с ними работает, – и учителя, и педагоги допобразования. Воспитание всегда было важной составляющей учительской работы.

У меня есть определенные опасения, связанные с объемом документации, который может увеличиться: необходимо будет создать новые образовательные программы, рабочую программу воспитания, примерный календарный план воспитательной работы. Если делать эту работу качественно (а иначе нельзя), потребуется много времени.

Полагаю, что педагоги готовы реализовать новые поправки к закону в части воспитания. На протяжении педагогической деятельности квалифицированный педагог, учитель, любящий свою работу, ответственно к ней относящийся, обязательно занимается воспитанием.
Подготовку студентов надо менять не только в связи с поправками к закону. Ее вообще нужно ориентировать на современные тенденции в сфере образования. Даже прошедшие педпрактику студенты плохо знают школу, мало готовы к внеурочной деятельности и дополнительному образованию школьников, не готовы к тому, что им придется не только давать уроки, но и создавать программы, проекты, работать в команде со взрослыми, руководить детскими командами. Я, являясь экспертом конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей», поддерживаю инициативу появления студенческого трека. Студенты педвузов больше времени должны быть в школе или Центре дополнительного образования школьников, а не только давать занятия. Им следует общаться с детьми, участвовать в различных массовых воспитательных мероприятиях (и не только в качестве зрителей). Их надо учить работе с документацией, с родителями, с коллегами.

4. Патриотизм, гражданственность и уважение к старшему поколению оценить по уровням невозможно: патриотизм и гражданственность либо есть, либо их нет. Либо уважение к старшему поколению сформировано, либо отсутствует.

Существуют программы воспитательной работы: календарный план, мероприятия, события, проекты и количество учащихся, которые приняли участие в этом событии. Но это не критерий уровня патриотизма или гражданственности. Это количество людей, включенных в то или иное дело. Воспитание заключается в процессе осознания собственной идентичности, опыта старшего поколения, ценности культурного наследия, любви к Родине. Можно провести очень много хорошо подготовленных мероприятий, но при этом не воспитать патриотизма и гражданственности. А можно сделать такие мероприятия, в которых дети примут участие, включатся в реальные дела.

5. Я согласна, только в тесном сотрудничестве с родителями будут положительные результаты воспитания. Школа имеет опыт обсуждения с родителями программ воспитательной работы, включения родителей в такую работу. Форм взаимодействия может быть много: и родительские клубы, и приглашение родителей в качестве экспертов детских проектов, созданных в рамках программ воспитания, в качестве гостей больших воспитательных мероприятий.

Если говорить о воспитательной работе в дополнительном образовании, то тут история особая. Дополнительное образование берет на себя большую воспитательную нагрузку. Если мы говорим о федеральном проекте, то как раз Санкт-Петербург имеет серьезную и хорошо разработанную региональную концепцию воспитания юного петербуржца. Разнообразные форматы взаимодействия позволяют вести профориентационную работу, которую нельзя отделять от воспитания. Историко-краеведческие проекты дополнительного образования, опирающиеся на потенциал города, тоже позволяют воспитывать гражданственность, уважение к прошлому, бережное отношение к культурному наследию. Экологические программы и проекты – это экологическое воспитание. Нельзя забывать и про взаимодействие дополнительного образования с общественными объединениями и организациями, помогающими педагогам вести воспитательную работу.

Валентина КРАСНОСЕЛЬСКИХ, директор школы №2 с углубленным изученим предметов гуманитарного профиля, Пермь:
1. Для нашей школы новые поправки к закону об образовании – это подтверждение правильности того, что мы делаем в нашей школе. Воспитательная система школы так и называется – «Школа гражданственности».
Весь уклад школьной жизни, ее традиции, включенность педагогов – это во многом воспитание самого педагога, особенно когда он только пришел в школу со студенческой скамьи. Получается, что школа как социальный институт разделяет с педагогическими вузами ответственность за подготовку педагогов. Педагогические вузы должны уже с первых дней учебы студентов моделировать и формировать мировоззрение, образ поведения, социальную активность, даже внешний облик педагога. Мои предложения:
– особенностями образовательной программы педагогических вузов должны быть курс «Классный руководитель» с большим объемом практической работы и стажировочных площадок в школе и курс «Этика педагогической профессии»;
– необходимы творческие педагогические площадки студентов по различным направлениям воспитательной работы совместно с социальными партнерами;
– система кураторства и наставничества уже со студенческой скамьи.
2. Конечно, мы, директора школ, понимаем, что наши рабочие программы по воспитанию будут проверяться. Критерии оценивания должны быть очень понятными и измеримыми, четкими и актуальными. Предложу несколько важных, на мой взгляд, критериев:
– насколько концепция рабочей программы школы соответствует задачам и стратегии развития нашей страны;
– актуальность проблем, на решение которых направлена рабочая прог­рамма;
– каков образ школы, в чем ее уникальность;
– каковы механизмы реализации;
– этапы реализации, календарный план, ответственные;
– система управления реализацией программы, включенность педагогов, семьи, социальных партнеров;
– ожидаемые результаты, стратегические и понятные процессные.
3. Мы часто говорим об отсроченности результатов воспитательной работы. Это действительно так. Большое видится на расстоянии: кем и какими стали наши выпускники, как успешны и счастливы они в жизни, помнят ли они школу и одноклассников, поддерживают ли они традиции школы, приводят ли они в школу своих детей. Но в повседневной работе педагога обязательно всегда присутствуют процес­сные критерии состояния воспитательной работы в классе и в школе:
– наличие и активность ученического самоуправления;
– наличие традиций и символов школы;
– вовлеченность учащихся в гражданско-правовые и социальные практики;
– участие в детских школьных объединениях;
– количество участников и результативность проектов гражданско-правовой направленности;
– сам образ классного коллектива.
И конечно, самое главное – сам уклад школы, ее уникальные особенности, традиции и авторитет школы. Для нашей школы это кодекс чести ученика и наш фирменный дневник, линейки «Честь и гордость школы», краевой фестиваль «Ретроград», Фестиваль искусств, более 30 детских объединений, школьные радио, газета, альманах, выставки, фестиваль «Моя Родина – мой Пермский край».
5. У нас накоплен большой опыт взаимодействия с семьей. Это традиционные формы: родительские собрания и конференции, работа родительских активов и комитетов, совместные праздники, походы, экскурсии, включение родителей в проектную деятельность школы и реализацию образовательной программы. Назову некоторые интересные находки школы: родители руководят профессиональными пробами учеников, организовывают творческие и исследовательские практики, включаются в творческие группы вместе с педагогами и учениками, разрабатывают дневник учащегося, руководят Фестивалем искусств, являются меценатами нашего традиционного форума «Все звезды в гости к нам!».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте