Цель: обогащение знаний воспитанников о малой родине, природе Хабаровского края через основные виды музыкальной деятельности – слушание, музыкально-ритмические движения, пение и игру на шумовых инструментах.
ЗадачиОбразовательные:- формировать эстетическое отношение к музыке, обогащать детей музыкальными впечатлениями, расширять кругозор;- знакомить детей с голосами леса (рычание медведя, вой волка, пение птиц и т. д.);- формировать певческие навыки – умение петь выразительно, интонационно чисто, контролировать правильное дыхание, не форсировать звук, следить за четкой дикцией;- формировать представление о многонациональном составе нашей страны.Развивающие:- развивать музыкальный слух, способность эмоционально воспринимать музыку, умение элементарно высказывать свое мнение об услышанной музыке;- закреплять умения детей самостоятельно выполнять танцевальные движения, характерные для народов Приамурья;- развивать коммуникативные навыки.Воспитательные:- воспитывать у детей уважение к культуре, быту, обычаям и традициям коренных народов Приамурья;- воспитывать гуманное отношение к дальневосточной природе;- воспитывать эстетический вкус.Оборудование: музыкальный центр, видеопроектор, фортепиано, национальные эвенкийские шумовые инструменты: бубен, капя, манки, деревянные палочки, кости животных, камушки; 2 маута, «оленьи рожки» из веточек и ободки с эвенкийским орнаментом по количеству детей, меховые коврики и украшения, чум, декорация – «костер», макет корабля с названием «Амурчонок».Предварительная работа: беседа о народах, проживающих в России, на Дальнем Востоке. Знакомство с обычаями и традициями народов Приамурья. Просмотр видео, чтение национальных сказок народов Дальнего Востока.Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, физическое развитие.Ход занятияДети входят в зал под музыку, останавливаются и поют музыкальное приветствие «Доброе утро!» (мальчики – по трезвучию, девочки – по квинте). Садятся на стулья.Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Любите ли вы стихи? (Дети отвечают.) Вам хотелось бы послушать стихотворение о нашем любимом крае? (Ответы.) Мне оно очень нравится.Ребенок читает стихотворение Г. Ладошникова «С добрым утром».Музыкальный руководитель. Ребята, о чем это стихотворение?Ответы детей.Музыкальный руководитель. Ребята, давайте вспомним, как называется наш край, наша малая родина?Ответы детей.Музыкальный руководитель. Столица Хабаровского края – город Хабаровск. А город Амурск – это и есть ваша малая родина. Наш Дальний Восток протянулся на тысячи километров, от берегов Белого моря до Тихого океана. А как красива и богата природа Дальнего Востока! Сегодня мы с вами будем говорить о звуках родного края.Как вы думаете, что это за звуки? (Ответы детей.) Правильно, это голоса животных, пение птиц, раскаты грома и шум дождя. Все это – родная земля, на которой мы живем, во всей своей красоте и богатстве природного мира и его волшебных звуков.Есть такая замечательная песня «Нет земли красивее» на музыку М.Муромцева. Хотите ее послушать? (Ответы.) А исполнят ее педагоги нашего детского сада.Звучит песня «Нет земли красивее» (музыка М.Муромцева).Музыкальный руководитель. Ребята, а вы любите путешествовать? А хотели бы вы увидеть красивый сказочный лес, реки, где нас ждут чудеса и незабываемые встречи? И я хочу вместе с вами полюбоваться богатым лесом, увидеть горы, скалы, красивейшую реку Амур-батюшку, увидеть жизнь коренных жителей Приамурья, у которых есть свои обычаи, костюмы. А чтобы наши друзья легче нас узнали, мы наденем национальные ободки. Проходите в наш кораблик «Амурчонок». Все готовы? Отправляемся!Вот мы и поплыли и очутились на реке. А лучи солнца осветили пригорок, разлетелись солнечные зайчики по лесу, запрыгали с ветки на ветку. Как хорошо на речке, как свежо!Звучит запись пения птиц.Музыкальный руководитель. Дует легкий ветерок. Ребята, вы знаете, какие бывают ветры?Дети. Встречный, попутный.Музыкальный руководитель. А нам какой ветер нужен?Ответы детей.Музыкальный руководитель. Мальчики голосом изобразят ветер. Делаем бесшумный вдох через нос, затем на выдохе протяжно произносим звук «Фу-у».Шум амурской речной волны изобразят девочки – бесшумно делаем вдох и на выдохе протяжно произносим звук «Шу-у!». Над Амуром пролетают чайки и кричат нам о приближении осени. Крики чаек – высоким голосом произносим все вместе «А! А! А!».Ребята, а вы знаете, что осенью наша дальневосточная природа очень красива и у нее тоже есть свои звуки? Как вы думаете, какие?Ответы детей.Музыкальный руководитель. Правильно, это и улетающие на юг птицы курлычат, и листья шелестят, и ветер дует. Я знаю одно интересное упражнение, в котором говорится об осени. Поможете мне?Фонопедическое упражнение «Осень в лесу».Музыкальный руководитель. Молодцы! Старались. Путь наш далек, тяжело на веслах идти. Весла наши старые, заскрипели – произносим «х-х-х» (штробас). Так мы долго не продержимся, надо завести мотор – «бр-ррр» (помогаем руками, губной вариант).Ребята, иногда композиторы так точно передают в музыке картину природы. Вот и сейчас мы с вами полюбуемся нашей дальневосточной природой и послушаем красивую песню, которая называется «Дует ветер в тундре». Интересно, а услышите ли вы шум ветра в этой песне?Звучит песня «Дует ветер в тундре» (музыка и слова И.Барановой). На экране – видеофильм «Амур».После прослушивания музыкальный руководитель проводит беседу о выразительных средствах музыки, ее темпе, динамике, характере звучания.Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, внимательно слушали песню. Плыли мы, плыли и причалили к берегу. Вот и полянка «Таежная». Ребята, вы слышите? Мне кажется, что в глуши леса ломаются ветки, может быть, к нам пробирается какой-то лесной зверь? (Звук рыка оленя.) Что это за звук? Не знаете? Тогда я помогу вам. Слушайте загадку:Стройный, быстрый, рога ветвисты.Пасется весь день. Кто же это? (Олень.)Музыкальный руководитель. Дети, давайте спрячемся и присядем на полянке.Под музыку появляется Олень, дети встают.Олень. Здравствуйте, ребята, приветствую вас в своем лесу. Куда путь держите?Музыкальный руководитель. Здравствуй, красавец Олень. Мы с ребятами путешествуем по реке Амур, вот остановились, чтобы полюбоваться ее красотами.Олень. А я показываю своим оленятам тайгу, учу их лесной жизни, ведь на их пути может встретиться и добрый и злой человек.Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, чем питаются в лесу олени? (Ответы детей.) А какую пользу они приносят людям? (Ответы.)Олень. Я вижу, вы многое знаете обо мне. Приглашаю вас поиграть в веселую и интересную игру «Олени и пастухи», вам понравится!Проводится подвижная игра «Олени и пастухи».Олень. Какие вы, ребята, ловкие! Молодцы, в лесу не растеряетесь. Я очень люблю свой лес, в котором много загадок. Не могли бы вы помочь мне их разгадать? Вот, например, загадки о моих лесных друзьях.Звучит фонограмма с голосом животного, дети отгадывают, чей голос они слышат, после этого на экране появляется слайд с его изображением, Олень читает стих о нем.ТигрКак-то по лесу гуляли.Здесь и тигра увидали.Он за кустиком сидит.Притаился, будто спит.МедведьЗверь лохматый и большой,В теплой шубе меховой.Косолапит по дороге,А зимою спит в берлоге.ЛисаЭта рыжая плутовкаВсех обманывает ловко.Хвостик длинный и пушистый,Мех густой и золотистый.ОленьОн большой и он рогатый.По лесной тропе идет,Ветки с листьями жует.ДятелКостюмчик пестрый, носик острый.Сам небольшой – доктор лесной.ЛягушкаЯ лягушка – я квакушка.Буду всем я вам подружка.ВыдраЗовут меня выдра, живу у рекиИ знаю, как реки у нас глубоки.Олень. С незапамятных времен на дальневосточной земле проживали разные племена охотников, рыбаков, оленеводов. А какие народы, проживающие на Дальнем Востоке, вы знаете?Ответы детей.Олень. Правильно, молодцы. Ребята, а вам бы хотелось оказаться в гостях у эвенков, посмотреть, какой у них быт?Музыкальный руководитель. Дорогой олень, очень хотелось бы, а не подскажешь, как к ним добраться? Нам очень интересно посмотреть, как они живут.Олень. Чтобы попасть к эвенкам, нужно плыть на Север. Чтобы наша встреча вам запомнилась, предлагаю вместе исполнить мой любимый танец.Исполняется танец «Лесной олень».Олень прощается с детьми и убегает в лес.Музыкальный руководитель. Олень с оленятами убежали к себе в лес. А мы отправляемся дальше. Плывем на Север, к эвенкам. Становится немного прохладнее, лес все гуще. Ребята, посмотрите, что это? (Показывает на чум.) Да, верно, это чум. А подскажите мне, почему чум именно такой? (Чтобы легко было его собрать и кочевать на новое место.) А селение эвенков называется стойбище. Правильно нам Олень дорогу указал. Мы в гостях у эвенков. Здравствуйте!Стойбище эвенков. Около чума девочка вышивает коврик, мальчик чинит лук. Выходит взрослая эвенка, поет песню, приветствует гостей.Эвенка. Ань дорово, гиркие. Так здороваются эвенки. Дя багалтырап! Вот и вы, друзья, приехали к нам в стойбище, приветствуем вас, мы рады гостям!Мы сразу вас узнали, какие у вас красивые ободки! Чтобы вам легче было понять, как мы живем, посмотрите интересную сценку.Под национальную музыку исполняется сценка «Кола-дэй и Авдо».Эвенка. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Дорогие гости! Приглашаю вас вместе со мной покормить огонь, тем самым мы поблагодарим землю за хороший год, удачную рыбалку и охоту. Это традиция нашего народа, ведь земля – наша кормилица. В огонь мы бросаем чай, сахар, сухарики.А сейчас я познакомлю вас с одним из обычаев – обрядом новорожденного ребенка. Когда в эвенкийской семье рождался мальчик, для того чтобы он был смелым и здоровым, на лбу ему угольком отец рисовал отметину (это мог быть крестик). Малышу дарили молодого олененка, и пока мальчик подрастал, он растил, кормил и ухаживал за этим олененком, тем самым учился делу отца – оленеводству. А старейшина стойбища (обычно это старая женщина – шаманка) при рождении преподносила в дар мальчику меховой коврик, который оставался с ним всю жизнь и оберегал его от злых духов и болезней.Ребята, зачем эвенки шили одежду из меха? (Ответы детей.) А олени для эвенков – это и одежда, и транспорт, и пища. Да, мужчины эвенки занимаются охотой и рыбалкой, а женщины ведут хозяйство, растят детей, шьют одежду. Вечерами эвенки рассказывают гостям правдивые истории с охоты и рыбалки, а потом вместе с гостями выходят на полянку и поют и танцуют. А хотели бы вы спеть на эвенкийском языке песню? А помогут исполнить эту песню национальные инструменты нашего народа: капя, манки, деревянные палочки, камушки, кости животных.Дети вместе с Эвенкой исполняют припев песни «Гиркие» («Друзья»), сопровождая пение игрой на шумовых инструментах (на сильную долю четырехдольного размера).Гиркие, гиркие!Гудяй, гудяй, гудяе! (2 раза).Музыкальный руководитель. Спасибо вам, дети, за веселую песню, спасибо эвенкам за гостеприимство.Эвенка. Вы очень хорошо поете. На память о нашей встрече я бы хотела вам подарить национальные обереги, которые будут вас охранять от всех бед и злых духов. Приезжайте к нам еще (вручает меховые украшения, прощается, уходит).Музыкальный руководитель. Какое приятное приключение! Ну что, ребята, вам оно понравилось? А что запомнилось больше всего? Что интересного вы узнали? Так как же называется река, по которой вы плыли? У какой национальности вы были в гостях? Ребята, я думаю, это не последнее наше путешествие. А нам пора возвращаться обратно, в детский сад. Давайте будем любоваться природой родного края, беречь нашу прекрасную планету Земля.Дети прощаются, уходят.
Комментарии