Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Звук и буква. Информационные технологии для учителей-логопедов

Учительская газета, №1 от 8 января 2008. Читать номер
Автор:

Коррекция недостатков речи учеников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство школьников, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

С 2005 года в логопедической работе учителей-логопедов школ Калининграда используется «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», разработанный по заказу Управления образования администрации Калининградской области. Созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере», известного еще с 1993 года, он содержит материалы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи.

В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Занятия проводятся как индивидуально, в кабинете логопеда, так и в группах, в школьном компьютерном классе. Минимальные технические требования для этого достаточно просты: процессор Pentium 133, оперативная память 64 Мб способствуют использованию практикума даже на маломощных компьютерах.

Еще одна особенность практикума в том, что тематическое планирование учебного материала не разбито на классы. Это позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста.

Для подготовки занятий используется учебное пособие «Сборник дидактических материалов». В него включено пять разделов:

подготовительный;

восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

восполнение пробелов лексико-грамматического развития;

восполнение пробелов в формировании связной речи;

развитие индивидуальных качеств учеников.

Такое построение материала совпадает с основными направлениями работы логопеда.

Уже на подготовительном этапе наряду с упражнениями по освоению начальных навыков на компьютере можно использовать задания для развития внимания и зрительной памяти, комбинаторного мышления, выделения гласных и согласных звуков. Игры практикума позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем. Их можно также использовать на занятиях по развитию пространственных представлений (право, лево, верх, низ). Дети охотно и быстро осваивают работу на компьютере.

Упражнения вида «продолжи узор», «найди пары», «найди фигуру», «заполни квадрат» уже несколько усложнены и способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Этот вид заданий занимает немного времени (от одной минуты до трех минут) и может быть использован для поощрения учеников или в качестве разминки.

В качестве основных достоинств практикума, которые, на наш взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;

деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;

благодаря компьютеру в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости;

у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.

Успешное использование компьютера, получение с его помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно. Позитивное отношение к различным формам работы с компьютером приносит удовлетворение, причем как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Это способствует формированию таких личностных черт, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность и прочих. Впоследствии такие важные качества переносятся и в другие области жизнедеятельности.

Виктор ВАРЧЕНКО, доцент кафедры образовательных технологий Института современных образовательных технологий РГУ им. И.Канта; Александра ЛАРИНА, учитель-логопед лицея №17, детсада №77


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту