search
main
0

Звучащий ребенок Советы психолога

Наталья Ивановна Евсикова много лет преподает на факультете психологии МГУ. И уже 10 – практический психолог 1243-й московской школы. Ведет здесь и уроки естествознания. Учительский труд “расходный”, расходующий человеческие качества, ей ли этого не знать. И тем не менее из школы уходить не собирается. “С учениками сильно ощущение жизни, которая все время ставит перед тобой задачи. Роль психолога – привлечь внимание родителей к проблеме выстраивания отношений, человеческого взаимодействия. Вкладывай в это строительство что-то свое, очень терпеливо и спокойно. Тогда дело идет”.
Понятно, что мы заговорили об общении, без которого человек не может стать человеком. Потому что нет иного способа передачи опыта, культуры, искусственных средств познавательной активности и вообще любых форм деятельности. Дальше в разговоре можно было идти, что называется, в любую сторону. Таких сторон оказалось, как водится, три. Впрочем, все они “вливаются” в одну тему – развития ребенка, его личностного роста. Посмотрим на нее глазами психолога.

О пользе сюсюканья
– …Если речь заходит о маленьких детях, обычно спрашивают: “Когда он у вас начал улыбаться? А когда “гулить”? И это не случайно. Это первая ситуация, когда двухмесячный младенец активно вступает в общение. Размахивает ручками, ножками, гулит – звуки, которые он явно воспроизводит от удовольствия, от радости, что с ним разговаривают. Первые три года жизни все наполнены общением.
В литературе очень внятно описан феномен “госпитализации”. Если с малышом на первом году жизни не разговаривают, его не ласкают, с ним не “сюсюкаются”, умственное и психическое развитие резко тормозится.
– Почему же так важно это “сюсюканье”?
– Оно передает интонацию – первое, что слышит ребенок. Не стоит бояться, стесняться говорить с малышом, как если бы он уже мог ответить.
Потом наступает совершенно замечательный период – от 3 до 5 – невероятно бурное развитие речи. Любой нормальный ребенок, во-первых, стремится активно говорить.
– А второе – он делает со словами, с речью совершенно необыкновенные превращения. Верно?
– И мы умиляемся тому, как он пишет стихи, рифмует, придумывает новые слова, находит какие-то невероятные словосочетания. Хотя на самом деле это никакое не творчество, поиск смысла. Как раз смысл здесь очень условен. Это скорее похоже на то, что делал ребенок, например, с пластилином. Вот он создает форму и смотрит: нравится – не нравится.
К пяти годам малыш усваивает все основные речевые конструкции, которые есть в окружающем его языке. Житейский набор слов у него уже очень велик.
– Очевидно, с этого возраста и должно начинаться обучение?
– Конечно, уже можно научить читать. Потому что основа чтения сформирована. Он слышит, смотрит: если есть звук, то можно дать ему знак.
– А что получится, если торопиться?
– Возникают очень большие проблемы, потому что звуков еще нет, а знаки уже есть. И поэтому звучащее слово и слово написанное имеют разную реальность для малыша. И дети, которых рано обучают читать, в начальной школе “замечательно” пишут слова, состоящие из одних согласных…
Пятилетний очень любит, когда ему читают. Он, по идее, сейчас должен много слушать. В предшествующее десятилетие одним из важных моментов развития было слушание сказок на пластинках. Эти сказки постепенно усложнялись: сначала – “Теремок”, потом – Андерсен, Гаук… Это очень важная вещь, потому что ребенок, который говорит, но еще не читает, основную информацию получает на слух. И в то время, как он слушает хорошую, правильную речь, активно работают и голова, и воображение.
– Получается, просмотр мультфильма уступает слушанию такой аудиозаписи.
– Конечно, ведь в мультфильме уже дан готовый зрительный ряд. И не нужно никаких особых усилий для его восприятия.
В период с пяти до семи лет дети уже много и хорошо говорят, слушают, играют. Вообще живой нормальный ребенок, если что-то делает, обязательно говорит при этом. Вот если молчит, с ним что-то не в порядке.
Этот “звучащий ребенок” – один из самых интересных, потому что все, что “в нем есть”, видно и слышно.
Ну и где-то с 5 лет в жизнь малыша входит взаимодействие со сверстниками. Конечно, они и раньше могли сидеть в одной песочнице или вместе бегать за мячиком. Но, как правило, это была “игра рядом”. То есть общение, но очень ситуативное, “по поводу” песочка, совочка, ведерка… Какое-то перекрещивание траекторий: пересеклись и разбежались.
А вот с 5 лет у детей появляются совместные игры, в которых – попытка построить общую траекторию. И, конечно, ребенок, расположенный к общению, не агрессивный, доброжелательный, для которого интересен сам процесс игры, может в этом общении получить значительно больше, чем сверстник, у которого такие внутренние конструкции не сформированы.

Такая разная игра
– Наталья Ивановна, об игре сказано-написано немало. И все-таки, почему она так важна?
– В игре с ребенком происходит очень многое. Во-первых, в его жизнь входит общественная культура. Через предметы, которые он получает. Скажем, ложка, чашка, кубик – абсолютно искусственные предметы, сделанные человеком с определенной целью, для решения конкретных задач. Той же ложкой можно делать что-то одно. Когда ребенок ее впервые берет, его рука начинает выполнять более сложные вещи, чем раньше. И все игровые предметы, таким образом, вводят в поведение детей искусственные темы. Темы, связанные с окружающей средой.
– Иными словами, извините за тавтологию, малыша нельзя научить словами?
– А он еще не готов к прямому обучению: “Делай, как я”. Но может учиться косвенно, используя разные вещи. Причем, чем больше игрушка подходит к возрасту, постепенно усложняется, тем активнее идет развитие.
До 3 лет суть игры – манипулирование, малыш все время вертит, рассматривает, пробует на вкус предмет. Таким образом, у него должны быть вещи, соответствующие его реальным физическим возможностям – и по весу, и по качеству, и по форме.
И, с другой стороны, в его окружении всегда необходимы предметы, игрушки, которые опережают его развитие и не опасны для него, но к которым он потянется через какое-то время. А они уже здесь, рядом, ждут его. В каком-то смысле это зона ближайшего развития.
И эту зону всегда создает взрослый, она результат его усилий, его отношения к ребенку, его желания строить перспективу будущего. С ней мы все время будем сталкиваться по ходу его развития. Вот, например, он читает простые тексты – сказки, “Букварь”. А родители читают ему Толстого, Бунина, Андерсена, пока недоступных для самостоятельного чтения. Но спустя несколько лет это будут те первые книги, которые он прочитает.
Точно так же, когда учим музыке, малыш играет простенькие мелодии, а мы-то ведем в консерваторию, чтобы он слышал Баха и Моцарта. Потому что это та музыка, ради которой и учим.
И вот то же самое происходит с игрой. Если взрослый участвует в ней, включен в детскую жизнь, он подготавливает малыша к следующей форме игры – ролевой. Где уже будет разыгрываться не качество предметов, а отношения между людьми.
– Вот вы сказали “усвоил качество предметов”. Поясните, пожалуйста, это положение.
– Маленький ребенок не знает, что такое объем, но если он играет с разными кубиками и строит из них дома, то волей-неволей, телесно, на уровне руки, усваивает объемность мира (далеко – близко, высоко, легко, тепло, горячо…). И на эти качества потом “сядут” слова, потому что для них уже есть реальность, которую логично обозначить. Когда качества предметов будут открыты, их можно использовать, разыгрывая межличностные отношения. И пойдет замечательный слой ролевых игр – в дочки-матери, врача и пациента, в кого угодно. Первые совместные игры 5-летних очень конкретны.
А следующий этап развития – 6-7 лет – это “игры вокруг”, со сверстниками (и со взрослыми), но по определенным правилам с точно оговоренными ролями, например в казаки-разбойники.
Тогда же идут игры, связанные с движением фигурок по лабиринту, где надо рассчитать количество шагов, продумать ходы (шахматы). И это важнейший период, готовящий к школе, к тому особому факту, что растущий человек попадает в сложную социальную среду. Где отношения тоже будут строиться по правилам. Да, это более сложные правила, но он готов к этому шагу.
– Понятно, опять “включается” зона ближайшего развития.
– Почему школу и называют институтом социализации: здесь ребенок не только получает модель поведения, но и находит свою нишу в очень сложных и разнообразных отношениях со сверстниками и взрослыми. Мы все время будем говорить о личностном росте и социализации, которая происходит в школе.
Но об этом в следующий раз.

Елена КОМАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте