search
main
0

Звону много – веселей дорога… Ямщик был человеком, от которого зависела большая политика

Первое упоминание об этих местах, об их стратегическом значении и укладе имеется в списках Троице-Сергиевой лавры за 1545 год. На больших трактах создавались специальные станции, называвшиеся ямами. Такой ям был основан и в Гаврилове, деревушке, расположенной на оживленной тогда Суздальской дороге. Сегодня о временах былых, когда о гостях на ямщицких тройках радостно возвещал звон бубенцов, в Гаврилов-Яме рассказывают в Музее ямщика.

Деревня в семь дворов стояла на берегу реки Которосли в устье небольшой речушки Поймалки. Жители занимались охотой, рыболовством, обслуживали переправу через реку Которосль, на которой проходил тогда торговый путь из Ростова в Ярославль.Впервые о ямской службе на Руси заговорили во времена Золотой Орды. К этому времени у завоевателей сложилась четкая система особых станций, где проезжающие могли быстро менять лошадей и двигаться дальше. Устройство таких станций относится к правлению Чингисхана, то есть к началу XIII века. При этом монголы позаимствовали эту систему у китайцев после их завоевания. Они в период ига обязали русское население платить специальный налог на содержание таких станций, называемых ямами. Этот термин впервые встречается в грамоте хана Менгу-Тимура конца XIII века, который освобождал митрополита и церковных людей от уплаты налога. Важно отметить, что в период ига Русь в систему ямов как почтовых сообщений не вводилась. Но русские князья, часто посещавшие Орду, были хорошо с ней знакомы и впоследствии использовали этот способ сообщения.Становление регулярной ямской службы и гоньбы происходило в правление Ивана III, когда завершался процесс оформления единого русского государства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней подорожные грамоты того времени. В духовной грамоте (завещании) Иван III обращал особое внимание «держать ямы и подводы по тем местам, где были ямы и подводы при мне».К концу XV столетия с целью регулярного сообщения и перевозки грузов в Московском государстве учреждается ямская служба. Знаменитый Суздальский тракт проходил через деревню Гаврилово. 1580 годом датирован один из документов, который был составлен от имени Ивана Грозного. В нем увековечено в истории имя ямского сборщика Третьяка Околотова, которому давались особые указания царя.Таким образом, к концу XV века ямами стали называться специальные учреждения, обеспечивающие относительно устойчивое и быстрое передвижение по стране. Это уже была ямская система и называлась ямской гоньбой. Уже в начале XVI века в документах упоминается Ярославский ям 1532 года, Романовский, Вокшерский, Угличский и Гавриловский ямы. А Петр I довел уже ямскую гоньбу до совершенства по тем временам. C 1714 года была установлена «оплата по деньге за версту, с ямщиков подати не брать». Время от Ивана III до середины XVI века стало первым периодом ямского дела на Руси.Ямы были разного размера. Он состоял из ямского двора, 2-3 изб, сенника и конюшни. К ямскому двору прирезывались пашни и земля под сенокос. Выделенные земли отдавались «под условие», то есть на период службы. Очень часто к ямам придавались не земли, а определенное количество деревень, доходы которых шли к ямщикам. Право пользоваться ямскими подводами и кормом определялось для каждого случая особой подорожной грамотой. И еще подорожная грамота подтверждала, что человек заранее оплатил почте дорожные расходы. Обладатель такой бумаги имел право на каждой почтовой станции «заменять загнанных лошадей свежими».Ямщик был человеком, от которого зависела большая политика. Государство не выпускало его из поля зрения. Работа ямского приказа была под жестким контролем правительства, это особенно касалось сохранности корреспонденции. Ямщика, потерявшего царскую грамоту, ждало жестокое наказание вплоть до смертной казни. Однако число «охотников» гонять почту от этого не уменьшалось. Чтобы быть ямщиком, необходимо было соблюдать три условия: рост не ниже 180 см, обязательно быть женатым человеком, иметь наследника и хорошо уметь свистеть. Возле каждого верстового столба кричал что было сил: «Верста!» А когда подъезжал к очередному яму, свистел, да так, чтобы его услышали и готовились к встрече.Для содержания ямов все население страны платило несколько специальных налогов. Ямской сбор в пользу ямщиков не шел. Население деревень, приписанных к яму, освобождалось от этих налогов, но обязано было выделять лошадей с людьми, поставлять корм для лошадей, чистить дороги в зимний период, строить мосты. Все эти работы выполнялись крестьянами, набранными по 2 человека «с сохи».Во второй половине XVII века предпринимались активные попытки реорганизации дорожной службы. Планировалось поставить дорожные указатели, измерить точное расстояние между крупными населенными пунктами, но удалось это сделать только при Петре I. Тогда же ямщики получили стандартную «выходную форму»: зипун синего цвета, шапка-малахай с красной каймой. Зипун подвязывался красным кушаком, непременной деталью костюма был подвешивавшийся нож.Ямская тройка, рожденная ямской гоньбой, признавалась исконно русской национальной принадлежностью, своего рода символом России. О скорости передвижения может свидетельствовать такой факт. Посланник Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн в XVII веке проехал от Новгорода до Москвы (расстояние 600 верст) за 72 часа. Понятно, что в тех условиях скорость передвижения зимой резко возрастала, а в весеннюю распутицу резко падала. И еще, американский путешественник Джордж Кеннан, не раз бывавший в России, утверждал, что «русская казенная почта, без сомнения, наиболее обширная и лучше всего организованная во всем мире».Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель Ордин-Нащокин. Им была создана регулярная почтовая служба. Среди ямщиков избирались почтари, доставлявшие по цепочке письма и документы. Их приводили к присяге и вручали особую форму. Это вначале касалось только двух трактов – Москва – Рига и Москва – Вильно. Постепенно эта тактика стала распространяться на другие тракты.У ямщиков была такая поговорка: «Не бойся дороги, были бы кони здоровы». Чтобы быть ямщиком, надо было очень любить лошадей и ухаживать за ними, так как от них подчас зависели жизнь и карьера.Только государственным ямщикам дозволялось пользоваться поддужными колокольчиками, которые появились в начале XVII века. Звон бубенцов сопровождал грузовые обозы, а потом и праздничные выезды. Ямщикам, не имевшим отношения к государственной службе, не разрешалось пользоваться колокольчиками. Вот и получается, что колокольчик своим появлением обязан почтовой тройке, а ведь, как известно: «Звону много – веселей дорога». Гаврилов-Ям, Ярославская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте