search
main
0

Звонок президенту. ​Ситуация

Во время «Прямой линии» 15 июня вопрос Президенту России задала учитель из города Шелехова Иркутской области: – Я Остальцова Алена Валерьевна, беспокою вас из Иркутской области, из города Шелехова. Наверное, это распространенный вопрос – почему такие маленькие зарплаты у учителей? Я работаю учителем начальных классов, отработала год, свыше 16,5 тысячи я не получала. Также я не получала подъемные для молодого специалиста. Я очень люблю свою работу, очень люблю работать с детьми, но зарплата не оставляет мне выбора. Как существовать на эти деньги?

Владимир Путин:- Город Шелехов, видимо, небольшой населенный пункт, не знаю, насколько комплектна ваша школа, но мы с вами знаем, и все другие учителя страны знают, что была поставлена задача – довести заработную плату учителей до средней по экономике. Я боюсь ошибиться, не помню точную цифру, сколько средняя по экономике в Иркутской области, но где-то 30 тысяч с небольшим. У учителей даже чуть больше в Иркутской области.Что происходит на практике? У нас деньгами учителей и определением уровня заработной платы распоряжается сама школа, она определяет штатное расписание и доплаты к окладу. Ясно, что молодой специалист, а вы молодой специалист, должен получать чуть меньше, чем опытные педагоги, со стажем и так далее. Но неясно, почему в 2‑3 раза меньше. Надеюсь, что руководство области, руководство соответствующих структур, которые занимаются образованием, конечно, обратят на это внимание.Сейчас я о чем подумал: такой разницы в доходах, как я сказал, быть не должно. Поэтому, если это происходит на практике, наверно, вполне было бы обоснованно обозначить какой-то минимум или минимальное соотношение между уровнем доходов молодых специалистов и тех, кто уже имеет большой стаж. Над этим, наверно, надо подумать.Комментарий профсоюзаЧто такое зарплата, из чего она складывается?Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Например, заработная плата учителя, ставка заработной платы которого установлена за 18 часов педагогической работы в неделю в качестве расчетной величины, зависит:- от фактического количества часов учебной нагрузки, за выполнение которой в объеме более или менее 18 часов осуществляется пропорциональное исчисление заработной платы из установленного размера ставки заработной платы;- от наличия или отсутствия квалификационной категории, устанавливаемой по результатам аттестации. Аттестация на первую квалификационную категорию не зависит от стажа работы в должности учителя и позволяет молодому учителю самому позаботиться об увеличении своей заработной платы. Высшую квалификационную категорию можно получить через 2 года после установления первой квалификационной категории;- от условий работы, например, занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;- от выполнения учителем дополнительных обязанностей за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, опытными участками и др. дополнительная работа, не входящая в должностные обязанности согласно квалификационной характеристике);- от выполнения работы в местностях с особыми климатическими условиями;- от качества и результатов работы, с которыми связаны выплаты стимулирующего характера, размеры которых определяются образовательными учреждениями самостоятельно;- от иных условий, регулируемых законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.Что положено молодым специалистам?Принимая во внимание, что молодые учителя не всегда могут выполнять учебную нагрузку более 18 часов в неделю для увеличения своей заработной платы, осуществлять классное руководство и выполнять другую дополнительную работу за дополнительную оплату, органы государственной власти субъектов, как правило, принимают решения об установлении:- единовременных подъемных выплат;- ежемесячных доплат, надбавок, грантов;- бесплатного проезда на городском тран­спорте;- компенсационных выплат для проживающих и работающих в сельской местности на возмещение расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения;- иных мер социальной поддержки.Вместе с тем перечисленных мер для привлечения и закрепления молодежи на должностях педагогических работников, в том числе учителей, как показывает практика, недостаточно.Почему всем платят по-разному?С 2005 года единых размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе образовательных учреждений, не предусматривается, поскольку вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, федеральными законами отнесены соответственно к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.Отсутствие обязательных для применения федеральных нормативных правовых актов по оплате труда (кроме МРОТ) привело к значительным различиям в оплате труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы как между регионами, так и между однотипными организациями в одном регионе, включая:- неоправданную дифференциацию размеров оплаты труда за труд равной ценности, поскольку до настоящего времени так и не реализованы положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а также статьи 144 ТК РФ об установлении базовых окладов, базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы;- существенные различия в принципах и подходах к регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности;- снижение в структуре заработной платы постоянной части в виде ставок заработной платы или должностных окладов;- неоправданное увеличение размера переменной части, т. е. выплат, которые устанавливаются, к примеру, всем педагогическим работникам в одинаковых размерах при сохранении ставок заработной платы или должностных окладов на низком уровне либо за выполнение работы, не всегда связанной с исполнением основных обязанностей;- отсутствие в ряде случаев в нарушение трудового законодательства фиксированных месячных размеров ставок заработной платы или должностных окладов;- введение при оплате труда учителей дополнительного, не предусмотренного федеральным законодательством показателя нормирования труда учителей, зависящего от количества обучающихся в классе, комплектование которых не является их обязанностью;- иные существенные различия при исчислении заработной платы работников.Почему не каждый учитель имеет зарплату на уровне средней по региону?Предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» доведение к 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе осуществляется в соответствии с Методикой расчета фактического уровня средней заработной платы категорий работников, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2190‑р (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14.09.2015 г. №973).Однако введение показателя соотношения средней заработной отдельных категорий педагогических работников, к примеру учителей, со средней заработной платой в регионе не гарантирует каждому учителю уровень заработной платы, соответствующий средней заработной плате в регионе.Почему?Расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования (объединения) данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации.Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.Что делать?Необходимо принятие на федеральном уровне решений, устраняющих перечисленные выше существенные различия в принципах и подходах к регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же трудовые функции, и в первую очередь необходимо в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №597 установить базовые оклады, базовые должностные оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам как гарантированной части заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте