search
main
0

Звезды: реакция соединения. или Наука, которая объясняет мир

Пыль столбом. По потолку волокут – рельсы, что ли. «Не рухнет?» – осторожно спрашиваю заместителя директора 818-й Зою Алексеевну Блинову. Уныло, неприютно, стыло. Одним словом, капремонт. – Обратили внимание на интересное объявление на дверях туалета для мальчиков, – Зоя Алексеевна умеет быстро спустить с неба на землю: – «По поводу курения – будете иметь дело с Челноковой Еленой Анатольевной». – …У нас был мальчик Женя Пожарский. Вспоминаю смешную реплику рабочих, когда по приглашению общества трезвости ребята выступали на заводе: «Давай-давай, Женя: если раньше Пожарский спас Россию, ты сейчас спаси от пьянства!»

Рок и рок

Факультатив. На доске так называемый вопрос «С»: 11-й «В» готовится к ЕГЭ. Ребята должны представить, что произойдет, если гранулу цинка опустить в раствор хлорида цинка и описать признаки реакции. Работают, но краем уха прислушиваются к негромкому нашему разговору в дверях со своей учительницей Натальей Юрьевной Волжской.

– …Потом появилось то, что выросло в проблему наркомании. Причем никто совершенно не знал, что с этим делать в школе. То есть как с ребятами говорить, какова степень допустимого. И, собственно, до сих пор очень мало кто занимается конкретным содержанием проблемы. Это происходит потому, что человек, работающий по ней, функционально к ней не привязан. У нас к этому вопросу самое непосредственное отношение. Два года назад наши девочки Марианна Занога, Дарья Сушкова и Ксюша Грачева делали интересный проект «Наркотические вещества: иллюстрирование химическими опытами» и заняли 3-е место на конкурсе «Проектная неделя на Северо-Западе». А Матвей Солодков предложил свой компьютерный проект «Рок и наркотики».

11-й «В» окончательно «уходит» от дела, готовый вступить в открытый диалог.

Матвей Солодков:

– Прямой связи рока с наркотиками нет. Например, художественная богема увлекалась ими. Напрямую связывать «травку» с молодежной субкультурой… Ну не знаю. Я сам хожу на дискотеки, но наркотики не пробовал.

– А почему – не страшно быть «белой вороной» в стае?

– Не пробовал, потому что, если я привыкну к употреблению наркотиков, мне кажется, уже не отвыкну.

– Почему вы вообще решили заняться этой проблемой? – спрашиваю Наталью Юрьевну.

– На мой взгляд, существуют некоторые общечеловеческие проблемы, которые можно рассматривать с разных сторон. Они в какой-то степени связаны с наукой и могут быть объяснены с научной точки зрения. И это проблемы социальные. А это как раз та уникальная ситуация, когда проблема общечеловеческая может быть конкретной для каждой семьи. То есть действительно значимой. Мне кажется, школа -это то место, где у человека закладывается мощное глубинное отношение к тому или иному явлению. Вот как сейчас Матвей сказал, что он не хочет даже пробовать, потому что знает, что этого делать нельзя. В школе, на мой взгляд, возможно создавать такую среду, когда ребенок получает подобную внутреннюю убежденность. А делается это, конечно, разными способами.

– Согласитесь, Наталья Юрьевна, проблемные семьи есть в любом классе. Обычно ребенок из такой семьи стесняется говорить о своей беде.

– Когда ребенок видит, что это обсуждается и осуждается, но об этом можно спокойно говорить, ситуация меняется. Помню очень любопытный момент. На один из «круглых столов» к нам приехали американцы. И вот в конце выходит девочка и говорит очень глубокую вещь: «Вы знаете, я считала, что наркомания – это проблема моей семьи. Теперь я вижу, что этим занимаются взрослые люди в нашей стране и за рубежом. И мне легче жить». Я уж не знаю, «вытащила» ли она своего отца: не всегда и не всем дети с нами делятся, мы знаем, наверно, сотую долю того, что происходит. Но сама попытка дорогого стоит.

Разговор наш с Натальей Юрьевной совсем не случаен: 818-я – участник экспериментальной площадки «Наркомания: система профилактической работы в школе». Причем Волжская, почетный работник образования, лауреат премии мэра, – организатор площадки.

…Только ведь химия – не просто металл и пластмассы, лекарства и еда, да за что ни возьмись на нее выйдешь. Для Натальи Юрьевны это еще и… поэзия.

– Химия – самый прелестный предмет. Здесь есть поэзия. Когда видят какую-то интересную химическую реакцию, превращение чего-то во что-то, это трогает тех, у кого преобладает эмоциональное восприятие. В любом случае и для тех и для других здесь есть что-то привлекательное. С другой стороны, есть и свои сложности, потому что нужно и какие-то вещи зубрить. Я убеждена, что химия – наука, которая объясняет мир. Кстати, всегда обращаю внимание учеников, что многие из известных имеют химическое образование. И привожу примеры: Маргарет Тэтчер по специальности химик. Юрий Лужков закончил Губкинский институт. Владимир Путин – школу с углубленным изучением химии. Вся мировая элита. Не говоря уж о Конан Дойле и Шерлоке Холмсе – там химия сплошная кругом.

…Всегда трудно прощаться с выпускниками, Наталье Юрьевне – вдвойне. Она ведь классный руководитель 11-го «В».

– Вас воспитанники чаще радовали?

– Если б дети только радовали, было б скучно. А вот когда они сначала огорчают, а потом радуют, тогда да, все идет нормально.

Благословенный четверг

Все началось с… истории. В 1987-м в 818-й под руководством учителя Ирины Павловны Сафоновой открылись классы с углубленным изучением истории. Заключены договоры сотрудничества с Государственным историческим музеем, его фондами.

Ученики Ирины Павловны Сафоновой «снимают кино»: их компьютерные проекты доведены до совершенства – до собственного озвучания. Это так называемая технологическая компонента. Кабинет истории в 818-й оснащен ну максимально возможным.

– …Для того чтобы углубленно изучать историю, необходимо открыть все пласты – идейные, экономические, архивные, археологические… Чтобы ученик почувствовал себя в состоянии поиска. А это в массовом порядке делать нелегко. Большинство из тех, кто начинал в Москве, давно бросил, – рассказывает Ирина Павловна. – Если говорить о моей идее, то для ученика должна открываться наука – увлекательная, трудная, тяжелая, неподъемная. Такая, которая его удовлетворит. Как и меня. Предмет, возможности которого открывает профильное, многолетнее углубленное изучение, раскрывает и его, ребенка, личность, его талант, способности, которые он реализует либо нет. По разным причинам. Идея рождалась, конечно, эмпирически в расчете на богатые возможности Москвы и столичных научных учреждений.

Чем я занимаюсь уже почти десять лет, за что и получила президентскую премию – именно за развитие и реализацию разработки концепции по информационно-образовательному пространству региона. Как работает система? Ядром, конечно, является школьное базовое образование, которое мы углубляем. Возможность выделить дополнительные часы из школьного компонента позволила работать одновременно или параллельно в Историческом музее и его филиалах – здесь открывается базовая наука.

Историческая библиотека, Российские государственные архивы, в том числе и военный архив – история Белого движения, история Красного движения Советской армии… Центр информационных технологий и учебного оборудования – система складывается поэтапно на основании этих четырех компонентов. Вот я начинаю: в библиотеке проводятся семинары, идут специальные занятия, дети пишут свои первые исследовательские работы. Плюс ко всему они получают профессию младшего библиографа. Главная научная база, конечно, Исторический музей с его филиалами, отделами. В первый год обучения в 10-м классе ученики занимаются в основном историческим краеведением. В 11-м – фондовой работой, то есть изучением источников. Сразу восемь или девять фондов открываются для нас.

– Ирина Павловна, а как это происходит на практике?

– Ребята с заведующим отдела письменных источников доктором исторических наук Андреем Дмитриевичем Яновским знакомятся с тем, что такое исторический документ. Где он хранится, как изучается, трактуется.

…Первый компьютер появился в 818-й не в кабинете информатики, в – историческом. Подростки работают со всеми видами звукозаписывающей видео-, телекомпьютерной аппаратурой. Эти составляющие позволяют осваивать историю многомерно.

Кстати, свои проекты разрабатывают не только ученики, но и учителя. Сафонова – доцент Института открытого образования.

– У меня уже 17 учеников – лауреаты конкурса «Лидер».

К ней идут со всех сторон. Со всех концов возвращаются.

– Я особенно горжусь тем, – говорит Ирина Павловна, – что семеро выпускников завершили историческое образование, защитив кандидатские диссертации. Одна девочка сделала открытие в археологии, будучи девятиклассницей. Домонгольский браслет, найденный во время раскопок на Манеже, был записан на нее. Несколько месяцев назад она стала кандидатом исторических наук. Резкое попадание.

– Ирина Павловна, а вам самой не хотелось бы «пойти» в науку?

– Есть вещи, – не сразу отвечает она, – которые на самом деле не так легко понимаются. Все же разное ищут в профессии.

– Вы?

– Не могу легко или пафосно ответить на этот вопрос. Это очень сложно. Чего больше приносит профессия врача – разочарования или радости? Грусти. Вот и тут, профессия много дает. И разочаровывает много. Кажется, столько вложил в ученика. Но что-то в нем потом не получилось. А иногда «слабенький» приходит: «Ирина Павловна, вы знаете, мне так не хватает наших четвергов».

Четверг – выездной день, который отдается работе в музее или библиотеке. День поездок, споров, знакомств.

Флигель Карамзина

«Ой, Елена Васильевна, вот здесь же, в этом флигеле писал «Историю государства российского» Карамзин!» «В октябре 9-классники ездили на экскурсию в Остафьево. И вот теперь на уроке увидели фрагмент видеофильма о Русском Парнасе», – рассказывает Елена Васильевна Губенко, председатель методобъединения учителей русского языка и литературы.

– У нас очень хорошо поставлена экскурсионная работа. В течение года мы достаточно часто выезжаем на экскурсии, связанные с литературным образованием. Причем не с развлекательной целью, а с определенным заданием. Я, например, свой класс вывозила в Ярославль. Главная цель – узнать все о том, где было написано «Слово о полку Игореве». Хотя музея как такового там нет, но есть отдельная экспозиция внутри Спасо-Преображенского монастыря. В прошлом году мы взяли для внеклассного чтения прекрасную книгу Ивана Шмелева «Богомолье». Прочитали и поехали в Троице-Сергиеву лавру. После этого на уроке обсуждали книгу. А там паломничество в лавру описывается. Так вот и мы прошли по пути паломников: а что увидели мы, что изменилось за 100 лет? Как мы воспринимаем все это? В результате два мальчика из моего тогда 8-го класса, кстати, математического, сделали компьютерный проект по литературе. Очевидно, их захватила живая история.

«Медовая бочка»

Кабинет у Ольги Ивановны Протасовой, как и у коллег, полностью оснащен, богат видеоматериалами, компакт-диски буквально по всем курсам. Есть и специфический гербарный, что дает возможность работать на углубление изучения биологии.

– На мой взгляд, – говорит педагог, – это неплохо удается. Выпускники поступают и в Тимирязевскую академию, и в МГУ на психфак, и в Стоматологический институт. И учатся увлеченно, возможно потому, что со школы захвачены исследовательской деятельностью.

– Речь идет о создании проектных материалов?

– Конечно. Но и маленькие дети, изучая курс зоологии, подготовили обзорную презентацию «Насекомые – архитекторы» по всем отрядам.

«Маленькие», замечу, для Протасовой» – 7-8-классники. Ольга Ивановна показывает «детские» – это название – придумка «маленьких». Я вижу навозный шар, который родители закапывают в ямку, и именно в него откладывают яйца. Корм – вот он, вокруг «Строительство ради пропитания» – так окрестили ребята подобную «детскую». А вот – «медовая бочка». У американских муравьев раздувается брюшко, там они и хранят мед для сотоварищей. Находятся в подвешенном состоянии и по мере надобности отдают живой сладкий сок потребителям… Думаю, чтобы сделать такой прорыв, «маленьким» пришлось немало посидеть над книгами, энциклопедиями, в интернете…

– Не забывайте о музеях. Скажем, в Дарвиновском есть замечательная возможность для детей поработать самостоятельно. Они ходят со специальными брошюрами, а в витринах прописаны задания для них… Замечательное подспорье – материалы Палеонтологического, Тимирязевского музеев. Мы проводим там практические занятия. Дети берут материалы из музеев для его же оформления проектов.

…В живом уголке живут очаровательные японские мышки. Не смейтесь, они здесь не для развлечения – для дела. У Протасовой есть задумка проводить с «маленькими» исследования разных раздражителей, например, изменения видов нормы поведения мышей.

Конечно, перемена статуса – большое благо для детей, а для нас – большая ответственность. Лично я должна спланировать, придумать какие-то новые формы работы для того, чтобы детей еще больше заинтересовать, обеспечить их потребность в знаниях.

Стоп. Вот мы и подошли к той самой ступени, на которую предстоит подняться 818-й. С будущего учебного уже не школа – лицей №1571 будет встречать своих учеников, да нет, уже лицеистов. А ведь Ольга Ивановна Протасова права: теперь семиклассники станут теми самыми «маленькими». Хотелось бы поздравить директора 818-й, а ныне лицея №1571 Марину Викторовну Варгамян, так много сделавшую для того, чтобы ее «звезды» оставались в состоянии «стабильно приподнятом». Ох, как это непросто – даже двум звездам под одной крышей.

P.S.

За высокую эффективность работы школа №818 выдвинута Северо-Западным окружным управлением образования г. Москвы на участие в конкурсном отборе образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте