search
main
0

Звезды на ладони. или Главная мечта Владимира Крупко

Я вышла из омского Дворца детского (юношеского) творчества и посмотрела на небо. Оказывается, я его никогда не видела – во всяком случае так, как видит его Владимир КРУПКО, руководитель городского планетария, «звезда» дворца.

Сияние личности

– Мир, в котором мы живем, полон тайн, – рассказывает Владимир Николаевич во время экскурсии детям, затаившим дыхание. – А тайна вызывает жажду познания. Именно она и ведет нас к звездам. Космос – это бездна неизведанного.

Володя Крупко приобщился к космосу еще в 9 лет, прочитав учебник астрономии за 10-й класс, который показался ему безумно интересным. Уже в седьмом классе он собрал свой первый телескоп – не только для себя, но и для «дворового» кружка: собравшихся вокруг него мальчишек. Ему повезло с педагогами. В школе №55, где он учился, один из самых крупных в России школьных музеев космонавтики. Учителя настолько доверяли юному астроному, что позволяли брать домой телескоп для ночных наблюдений. А когда в 1974 году в Омске открылся городской планетарий усилиями энтузиаста Юрия Полушкина, преподавателя Омского политехнического института, Владимир Крупко был одним из первых посетителей. Впрочем, слово «посетитель» к нему не подходит – он всегда активный участник событий, исследователь, организатор, экскурсовод.

Когда Владимир Крупко учился на втором курсе физического факультета Омского педагогического института, городской планетарий переехал под крышу Дворца пионеров, который теперь зовется Дворцом детского (юношеского) творчества. Физический факультет он выбрал по одной причине – там больше всего было часов астрономии. А педагогический институт – потому, что никто так не любит тайны, как дети. Дворец был еще в строительных лесах, но Крупко со товарищи принялись обустраивать планетарий и обсерваторию, закупать оборудование, мастерить мебель. Сегодня планетарий в комплексе с обсерваторией Дворца детского (юношеского) творчества – уникальный научно-просветительский центр. А имя Крупко и его кружок «Альбирео» известны знатокам всего мира. Его первые воспитанники давно уже выросли. Не все стали профессиональными астрономами, как Виктор Радченко или Евгений Рукавишников. Среди «бывших» – учителя, врачи, инженеры, бизнесмены, студенты-старшекурсники и… почти вся кафедра теоретической физики педуниверситета.

Впрочем, в планетарий возвращаются все, кто там побывал хоть раз. По-моему, здесь главное сияние не светил, но личности Крупко. И хотя экскурсии расписаны строго по графику, Владимир Николаевич не может отказать человеку, пожелавшему посмотреть на звезды. Потому что уважает тягу к новым знаниям. Сейчас в лаборатории занимаются больше пятидесяти человек.

Сортировка галактик

Когда падают звезды, Крупко не загадывает желаний. Он исполняет их сам. Хотя в то, что звезды помогают их осуществлять, верит. Если за долю секунды, пока горит метеорит, человек может сформулировать мечту, значит, она живет в нем. Крупко не ждет помощи из космоса. Совсем недавно у него были 100 тысяч рублей, выигранных по гранту, который учредил мэр Омска Виктор Шрейдер лучшим учителям, педагогам дополнительного образования и дошкольного воспитания. На церемонии вручения я спросила его, как планирует потратить премию. Владимир Николаевич удивился – для планетария ведь так много надо.

– Но мэр официально сказал, что это личная премия, себе-то что-то планируете?

– Так себе и планирую, – опять не понял Крупко.

В планетарии дворца сейчас около 15 разных телескопов, компьютеры, фото- и видеотехника. Недавно купили с помощью Департамента образования современный мощный телескоп с электронным управлением.

– Я и не думал, что к нему столько всяких прибамбасов можно приделать. Выяснилось, что 100 тысяч не такие уж большие деньги. Пришлось еще от себя добавлять, – смеется Крупко.

Телескопы – это не игрушка. Дети не просто любуются в них на звезды. Они делают большое серьезное дело. Сначала, конечно, изучают карту звездного неба. Это азбука астронома, даже начинающего. Наблюдая за небом в течение нескольких часов, ребенок на карте отмечает яркость метеоритов, время их падения. Исходя из этого можно определить степень опасности для космических кораблей. А если сделать «протяжку» в течение года – даже выявить наиболее «вредное» время для работы космонавтов. Ведь частицы летят со скоростью 72 км/с, и даже песчинка способна пробить скафандр или обшивку корабля. Зная яркость метеоров, можно определить их массу, траекторию, время падения на землю. Очень трудное дело – изучение галактик.

Астрономических центров в России не так много, и они очень благодарны детям за помощь. Ребята «Сияния» помогли научно зафиксировать факт падения мини-кометы в районе омского поселка Чукреевка. Собранные ими с кратерного поля образцы стали доказательством того, что в пригороде упало космическое тело с орбиты Юпитера. Тайну «серебристых облаков», над которой бьются уже более века ученые всего мира, воспитанники Крупко еще не открыли. Но без них это сделать невозможно, потому что таинственные небесные тела видны только в определенное время и только на широте Омска.

– Учиться думать – с этим как-то нынче сложно, – говорит Владимир Николаевич. – Даже ЕГЭ, при всех его достоинствах, думать-то не учит! Задай вопрос по-другому, и человек потеряется! Увы, если раньше мы учили познавать мир вокруг нас, то сейчас учим выживать в этом мире.

Старшие ребята для публичных выступлений на областных, всероссийских конференциях готовят доклады о своих учебных и научных исследованиях, наблюдательный материал для которых собирают более 2 лет. Программу наблюдений ребятам помогают простраивать научные консультанты из омских вузов, они же консультируют ребят по методологии исследовательской деятельности. Форумы и фестивали в разных городах России дают воспитанникам уникальную возможность познакомиться с именитыми мастерами наблюдательной астрономии, телескопостроителями, космонавтами и учеными. С самого главного астрономического конкурса в городе Королеве воспитанники Крупко регулярно привозят дипломы. Это уникальные документы – не имея срока давности, они позволяют поступить в самые престижные вузы страны. Но ездить по городам и весям становится все труднее – на это нужны деньги. Владимиру Николаевичу приходится делать выбор, подсчитывая собственные скромные средства, – отправиться с ребятами на конференцию или на исследования в метеоритный кратер Жаманьшин.

К счастью, в коллективе есть свои традиции. Еще в 1977 году утверждены внутрикружковые ордена и дипломы к ним. Ими награждаются воспитанники за особый вклад в деятельность объединения. С 1997 года в коллективе проводятся конкурсы мастерства. Воспитанники за личные достижения в области астрономии и яркую реализацию своих талантов в различных видах деятельности награждаются специальными дипломами. Астрономия, по мнению Владимира Николаевича Крупко, как никакая из наук, учит думать.

Верный друг – рюкзак

Юные астрономы отнюдь не «ботаники». Конференции, научные работы – это зима. А лето – пора путешествий. У «Сияния» есть свой летний наблюдательный практикум в логе Агат, памятнике омской природы. Лучшие наблюдатели здесь соревнуются между собой в умении работать с астрономической аппаратурой. И в выживании на природе тоже. Заготовка дров, оборудование очага, каша на костре, ночевки в палатках… Впрочем, скорее «дневки» – спят-то тут больше днем, ночью следят за звездами.

В горные экспедиции мамы и папы отправляют детей без опаски. Мы, говорят, знаем, с кем отправляем. В самом деле – Владимир Николаевич уже 34 года подряд сначала проходит местность сам, изучает все до последней тропки и родничка и только тогда берет с собой детей.

Ни один поход не обходится без тренировок по скалолазанию. Но самая главная опасность, подстерегающая в горах, по мнению Крупко, – это заболеть ими. Впрочем, она уже стала неизлечимой и у него, и у его воспитанников. Однажды, взобравшись на сложный Алтайский перевал, стоя на четвереньках под шквальным ветром, пятиклассница, не выдержав избытка чувств, закричала, перекрывая ветер: «Теперь я знаю, что такое жизнь!»

Талантливый педагог Владимир Крупко пока не осуществил свою главную мечту. Много лет он горит идеей переносного планетария, с которым можно было бы ездить по школам, разворачивая купол звездного неба над головой ребятишек в любом уголке области. Но полтора миллиона слишком много для того, чтобы областное Министерство образования вложило их в науку, которая, в общем-то, для чиновников уже и не существует – часы астрономии в школе сокращают все активнее. Умнейший человек, он безуспешно бьется над разгадкой одной тайны – зачем государство тратит огромные средства на борьбу с наркоманией, если можно вложить их в дополнительное образование, и всяческие дурманы станут просто неинтересны детям?

P.S. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2009 год Международным годом астрономии. Международный год астрономии-2009 (МГА-2009) является инициативой Международного астрономического союза и ЮНЕСКО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте