search
Топ 10

Звездный час. Мастера по гамбургскому счету

​В 4‑м номере «МП» мы рассказали о зимней школе – уникальном мероприятии, которое в первые дни января проводят межрегиональный клуб «Учитель года», «Учительская газета», Общероссийский Профсоюз образования и регион, куда приезжают педагоги (большая часть – участники и победители конкурса «Учитель года России»), их ученики. Сегодня мы продолжаем рассказ о зимке. Зимняя школа очень напоминает обычную школу, только длится она не 9 месяцев учебного года, а всего пять дней. Здесь есть уроки и внеурочная часть с экскурсиями, походами на выставки, в театр и даже традиционным квестом, который позволяет лучше узнать город. Есть и система повышения квалификации – серия мастер-классов, которые дают яркие, творческие учителя, причем на них допускаются и дети. Перед выступающим, как вы понимаете, стоит непростая задача – провести не только междисциплинарное, но и разновозрастное занятие. В этом году нас радовали финалист регионального конкурса «Учитель года Свердловской области»-2018, учитель литературы лицея №180 Екатеринбурга Александр Моисеев, победитель конкурса «Учитель года Воронежской области»-2001, учитель русского языка и литературы Наталья Тихонова.

Но, конечно, с особым нетерпением все ждали мастер-класса человека, благодаря которому в 2020 году зимка прошла в Екатеринбурге, – директора 180‑го лицея, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2001 Алексея Крылова. Кто видел его мастер-класс в год победы (испытание в старину называлось «Урок-импровизация»), тот поймет наше нетерпение. Тогда Алексей Валентинович учил изобретать…И вот Алексей Крылов на сцене, обращается к участникам зимней школы:- Я не учитель русского языка и литературы, не учитель физкультуры. Я директор, мне какой урок давать?Из зала:- Философии! Управления! Музыки!- Мы будем заниматься математикой. Урок назовем «Сладким». (На сцене стоят банки со сгущенкой). Чем займемся?Алексей Крылов показывает залу пустую банку из-под сгущенки.- Чтобы жизнь стала интереснее, нужно изобретать. Изобретать может каждый. Что это такое, кроме банки из-под сгущенки?Предложения сыпятся как из рога изобилия: емкость для хранения гвоздей, кормушка, ловушка, шаблон – одинаковые круги нарисовать, подставка под цветы, скалка для теста, усилитель звука, массажер для ног. Сам Крылов видит в этой банке приспособление для тушения свечи, индикатор ускорения движения автомобиля…Ценно, что на своем мастер-классе Алексей Валентинович не только дает возможность творчески подойти к привычному, но и разбирает механизм: как это происходит? Как мы изобретаем? Ключевые слова: ТРИЗ, метапредметность.Наконец на сцену выходят две фокус-группы, чтобы в результате короткого и мощного мозгового штурма решить, что добавить к банкам из-под сгущенки, чтобы сделать из них самодвижущийся объект. После того как банки превратились в шустрые машинки, директор зимки, московский химик Владимир Головнер задает вопрос:- Есть мнение ученых, что изобретательские задачи легче решать детям, чем взрослым. Мне кажется, я больше мешал, чем помогал, когда работал в группе. Есть возрастные ограничения?Алексей Крылов уверен:- Ограничений нет. В юном возрасте легче генерировать идеи, потому что мы еще ничего не боимся. Человек, который умудрен жизненным опытом, боится показаться смешным, нерациональным, не торопится высказываться, сдерживается, гениальные мысли остаются при нем.Что думают о мастер-классе его участники?Елена Маркова, школьница из Вологды, активно отвечала на вопросы из зала, попала в одну из фокус-групп на сцене:- Впечатлило умение директора увлечь ребят. Сразу было понятно, что можно не бояться отвечать, выходить на сцену и работать. И главное – как ловко он нас настроил всех на работу! Даже те, кто просто пришел посидеть, – и те искали, думали, предлагали идеи! Работать на сцене было весело. Было две команды, но по сути мы выполняли одно задание. Владимир Нодарович сказал, что мешал нашему потоку мыслей, потому что он взрослый и серьезный. Это неправда, он помогал даже больше остальных.Людмила Бабкина, учитель французского языка, Тула:- Поразило, как быстро Алексей Крылов нашел контакт с учениками. И как зал моментально подхватил его идеи. Сначала я даже не была уверена, что дети понимают, какой предмет он преподает. Понравилась работа фокус-групп, которую он организовал. Тандем наставник и ученики. И дети как заинтересовались! Думаю, ему удался мастер-класс. В основе его оказались ТРИЗ-технологии. Для себя я ТРИЗ пока не до конца открыла. Алексей Валентинович сказал, что технология подойдет для гуманитария, но этому нужно учиться. Просто взять и сразу использовать не получится. Видно, что он говорил о том, что прожил, проработал. Он очень творческий, активный человек. Мне показалось, он получил удовольствие от того, что делал, а не только мы, участники мастер-класса. В итоге дети ушли совершенно очарованные.Еще одна важная часть программы зимней школы – своего рода вечерний педсовет, на котором обсуждаются итоги прошедшего дня, ставятся задачи на следующий, а желающие рассказывают коллегам о своем опыте. В отличие от обычного педсовета, на который приходят не по своей воле, «Взрослый час» придуман, как и все в зимней школе, самими учителями, это инициатива снизу, так сказать. Тем он и ценен. Потому и волнуются педагоги, словно не перед коллегами выступают, а у президента. Гамбургский счет – дело серьезное. В этот раз мне посчастливилось рассказать о новостях Общероссийского Профсоюза образования. А учитель года Кубани, преподаватель физики Андрей Семке подарил всем нам очень полезную брошюру «Как написать методическую статью, проект, исследовательскую работу» и рассказал об уникальной международной олимпиаде имени Льва Дедешко по математике, русскому языку, английскому языку, биологии, географии, физике, химии, которая ежегодно проходит в Ейске и выявляет талантливых детей.«Взрослый час» – это порой и звездный час для педагогов, которые скромно преподают в своих школах и о публичности не помышляют. Так, выступление учителя географии и биологии гимназии №6 города Губкина Белгородской области Любови Михайловны Булгаковой было посвящено организации исследовательской деятельности в рамках работы секции «Открытие» школьного научного общества учащихся.И несмотря на то, что был сочельник, 6 января, слушали мы с большим интересом. Вот пример, когда педагогу не жалко отдавать работе все личное время, когда забота об учениках претворяется в очень конкретную цель – научить их навыкам, которые пригодятся и в студенчестве, и во взрослой жизни. Секция существует уже 23 года, и все эти годы ее курирует Любовь Михайловна. Конечно, иногда к ней присоединяются коллеги, со школой сотрудничают профессора Белгородского госуниверситета и Белгородского технологического университета. Но основная нагрузка лежит на Любови Булгаковой. Два часа в неделю отводится на заседание секции, однако работа идет практически ежедневно, особенно когда идет подготовка к конференции или конкурсу.Любовь Михайловна рассказывает о нюансах работы: «В секции ребята совершенствуют знания по географии, биологии, экологии и краеведению. У нас есть устав, гимн. Ребята знают свои права и обязанности. Выступить на научно-исследовательской конференции – это право. Серьезно относиться к этой работе – обязанность. В секцию может вступить каждый ребенок, который желает усовершенствовать свои знания, выработать навыки исследовательской деятельности.Темы для исследований ребята берут самые разнообразные. Например, я часто хожу с ребятами на экскурсии. Побывали на выставке местного художника – родилась тема исследования его творчества «Где родился, там и пригодился». Была экологическая акция – мы придумали проект «Проблема утилизации бытовых отходов на территории Губкинского городского округа». Ребята своими руками смастерили баки для раздельного сбора мусора. Побывали на родине декабриста Раевского, и у нас родилась тема «Здесь колыбель была твоя». Много тем для исследований берем в природе. Пользуемся помощью сотрудников краеведческого музея и заповедника Белогорье. Посетили Губкинскую метеостанцию, ей более ста лет – написали исследовательскую работу на тему «Как погода отражается на здоровье человека». В последнее время стали изучать семейные коллекции. Мама одного мальчика занимается нумизматикой. Свое исследование он назвал «История России в значках домашней коллекции». Исследуем промышленные предприятия…Те, кто учится в нашей секции, достигают успехов при сдаче ОГЭ, ЕГЭ. В последние годы географию сдают немногие, 4-5 человек, но те, кто прошел через секцию, получают высокие баллы – 92 и выше. Один ученик получил 96 баллов за ЕГЭ по географии, сейчас учится в МГУ.О нашей секции пишет местная пресса, и сами дети пишут о себе и своих работах. Секция «Открытие» занесена в Общероссийский реестр научных обществ – у нас есть сертификат».Что получает за эту свою непростую работу Любовь Булгакова? Ей начисляются стимулирующие баллы, но материальная составляющая все же не главная для нее. В конце выступления учитель сказала очень простые и искренние слова: «Мне это нравится».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту