Вот звездное небо! Что видно на нем?
Звезды там светят далеким огнем!
Только ли звезды на небе сияют?
Нет! Среди звезд там планеты блуждают!
Как так блуждают? Дороги не знают?
Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они – Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
И вместе с ними планета моя –
Та, что зовется планетой «Земля»,
Та, на которой живем ты и я!Аркадий Хайт
Все началось с книги. Один из ребят принес книгу Ефрема Левитана «Солнышкино королевство». Дошкольников заинтересовали иллюстрации, и они попросили нас прочитать, о чем написано в этой книге. Тогда мы предложили ознакомиться не только с солнышком, а еще с понятиями «Вселенная», «космос».
По мнению автора книги, представления ребенка о мире не замыкаются на доступных ему масштабах Земли как планеты. Перед ребенком открывается бескрайний космос, в котором Земля согрета теплом Солнца – одной из миллионов звезд нашей Галактики.
Коротко рассказать о космическом пространстве нельзя!
Мы решили создать условия, чтобы сформировать у дошкольников реалистичные представления о Вселенной.
В одном из помещений организовали образовательную зону «Космос – это интересно!». Для оформления коллеги из школьных зданий предоставили портреты космонавтов, фото космической техники, для ознакомления с годовым движением Земли вокруг Солнца – теллурий. Родители помогли сделать макеты космических кораблей.
Мы пригласили детей на экскурсию в «космическую» комнату, а в роли экскурсоводов выступали наши ребята. Они подготовили рассказы о летчиках-космонавтах нашей страны.
Иллюстрации и макеты – это интересно, но не хватало динамики. Поэтому дополнили каждую встречу интерактивом: чтением и обсуждением познавательной литературы, играми-путешествиями, опытами и продуктивной деятельностью. В «Космической лаборатории» дети становились учеными и проводили «космические» опыты с воздухом и движением жидкостей.
Эксперименты дают возможность дошкольникам найти ответы на сложные вопросы окружающего мира опытным путем и оценить результаты.
Уделяем внимание и физическому развитию: ребята проходят «предполетную» подготовку в «Космическом спортзале», где юные космонавты участвуют в «космических» эстафетах. Подвижные игры развивают у детей ловкость, быстроту реакции, воображение и креативность.
Фантазию и творчество вкладывают юные конструкторы в создание макетов спутников и ракет в «Конструкторском бюро». Здесь собирают созвездия из мозаики, моделируют космические корабли будущего.
В секторе «Космическая игротека» вместе со сверстниками играют в дидактические игры «Звездный путь», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Куда летят ракеты», «Подбери одежду для космонавта», «Звезды и планеты».
В «Космической библиотеке» собраны загадки, стихи, иллюстрации и рассказы о космосе. Благодаря познавательным пособиям дети знакомятся с астрономией и закрепляют элементарные представления о Вселенной.
Каждое тематическое занятие стараемся сделать интересным и незабываемым. Сначала обязательно читаем фрагменты таких литературных произведений, как «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Незнайка на Луне» Николая Носова, стихи о космосе и адаптированные рассказы космонавтов.
Каждый может представить себя в роли исследователя и покорителя космических просторов. Мы сочетаем слово, музыку и изображение. Это способствует более яркому и образному восприятию информации. «Звездные нотки» помогают поддержать отличное настроение. Под звуки музыки космоса дети с увлечением выполняют творческие задания. В «Космической мастерской» обмениваются впечатлениями и выражают их в продуктивной деятельности: рисуют на тему «Звездное небо», лепят летающие тарелки, инопланетян, апплицируют ракеты. Детское воображение, воплощенное в творческих работах, удивляет креативностью и нестандартными решениями. Все созданные поделки собраны на «Космической выставке».
Таким образом, создание «космической комнаты» обеспечило:
– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
– двигательную активность, участие в подвижных играх;
– положительные эмоции – дети с удовольствием занимаются в созданной среде;
– возможность детского самовыражения – во время бесед ребята делятся со сверстниками знаниями о космосе, которые получили из книг, телепередач и Интернета;
– родители стали нашими активными участниками и помощниками.
Созданная зона предполагает возможность изменений размещенных материалов в зависимости от образовательного события, интересов и возможностей детей.
Организованное пространство побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию.
Работа по космической теме продолжается. Запланировано проведение досугов с привлечением родителей, экскурсия в дни школьных каникул в инженерный класс, знакомство с телескопом, а также подготовка ведущих познавательных игр для младших ребят.
Юлия МОРДВИНА, Наталия ТОПАЛ, воспитатели школы №950
Комментарии