Пожалуй, самым звездным видом искусства является кинематограф. На его бескрайнем небосводе блистают сотни кино-галактик разных народов и стран нашей планеты. Среди них вот уже второе столетие ярко светит созвездие российского киноискусства, представители которого 27 августа отмечают свой профессиональный праздник.
Первые кадры жизни российского кинематографа
После демонстрации 4 (17) мая 1896 года первого фильма в Санкт-Петербурге российский кинопрокат начал бурно развиваться, а вместе с ним мужало и крепло отечественное кинопроизводство. Первая ласточка художественного кинематографа – семиминутная картина режиссера Владимира Ромашкова «Понизовая вольница» вышла на экраны 2 (15) октября 1908 года. В ее основу был положен сюжет народной песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень».
С приходом советской власти, прокат и производство фильмов в России приобрели индустриальные масштабы. Большевики стали использовать популярность кинематографа в своих пропагандистских целях.
Ленин назвал кино «важнейшим из всех искусств». Практически в каждой советской республике создавались национальные киностудии, в некоторых их было по две, а то и по три. Выпускались художественные, документальные, мультипликационные, короткометражные и учебные фильмы.
У истоков советского кинематографа стояли гениальные режиссеры, такие как Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн, фильм которого «Броненосец Потемкин» (1925) вошел в сокровищницу мировой культуры. Режиссер собственноручно раскрасил кисточкой флаг корабля в красный цвет, тем самым задолго опередив появление цветных картин на экранах мира.
Практически сразу же оценив агитационную силу и влияние кинематографа на широкие массы, советская власть взяла его под свой контроль. С 27 августа 1919 года кинопроизводство и прокат фильмов перешли в ведомство Народного комиссариата просвещения.
Эта дата стала основополагающей при выборе в 2001 году российскими кинематографистами своего, отечественного профессионального праздника. При этом россияне по-прежнему с удовольствием отмечают и Международный день кино, который приходится на 28 декабря.
Несмотря на то, что Декрет о национализации кинематографа был подписан Лениным еще на заре новой власти, День советского кино начали отмечать только в 1980 году.
Днем российского кино праздник стали называть после распада СССР. Сегодня эта отрасль переживает не самые легкие времена, однако россияне по-прежнему любят смотреть отечественные фильмы и верят в достойное будущее родного кинематографа.
Любопытные факты
Первый цветной отечественный фильм был посвящен Параду Победы 1945 года. Картина была снята на многослойной цветной кинопленке AGFA.
Сергей Эйзенштейн был инициатором и создателем I Международного Московского кинофестиваля, который состоялся в 1935 году. Главный приз фестиваля достался картине братье Васильевых «Чапаев» братьев Васильевых.
В культовом фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова ушедшие в народ крылатые выражения: «О, тепленькая пошла!» и «Какая гадость ваша заливная рыба», были чистейшей импровизацией актера Юрия Яковлева и в сценарии не значились. Забавно, что рыба, по мнению членов съемочной группы, в самом деле, была несъедобной, поскольку пролежала целый день на столе под жарким светом софитов.
Первым советским боевиком был фильм Бориса Дурова «Пираты XX века», снятый в 1979 году. Картина побила рекорды проката в 1980 году – ее посмотрели около 90 миллионов человек. Любопытно, что в последующие десять лет количество зрителей увеличилось до 120 миллионов человек, и фильм стал самым кассовым за всю историю советского и российского кинопроката.
В легендарном сериале «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой Штирлиц складывает на столе из спичек различные профили высших чинов третьего рейха. Мало кто знает, что в кадре в этот момент появляются чужие руки. Дело в том, что левая рука Вячеслава Тихонова хранила отпечаток бурной молодости актера, наколку его имени – «СЛАВА».
В 1979 году на экраны вышла картина Александра Митты «Экипаж», которой суждено было стать не только лидером проката 1980 года (70 млн зрителей), но и первым советским фильмом-катастрофой.
Санаторно-курортные сцены в фильме «Любовь и голуби» Владимира Меньшова снимались в Батуми. Все бы хорошо, но дело было в ноябре, когда температура воды не поднималась выше 14 градусов. Воздух прогревался на пару градусов больше. В таких условиях Александру Михайлову и Людмиле Гурченко приходилось в купальниках неспешно прогуливаться по пляжу и делать вид, что они изнывают от жары.
Наши звездные актеры, режиссеры, операторы и все участники съемочных процессов самоотверженно служат российскому кинематографу. Сегодня, 27 августа, у них профессиональный праздник. Пожелаем же им доброго здоровья, творческих успехов и новых свершений на ниве «важнейшего из всех искусств»!
Комментарии