search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

“Звезда звезду окликнет светом” Урок по “Стихотворениям в прозе” И.С.Тургенева. 10-й класс

Цели: познакомить с особенностями жанра (стихотворение в прозе), показать мастерство писателя – автора миниатюр;
развивать умение определения идеи произведения через раскрытие смысла образов;
воспитывать доброту, чуткое отношение к людям.
Оборудование:
1. Слайды (иллюстрации) с произведениями французского скульптора Огюста Родена (1840-1917) “Граждане Кале”, “Секрет”, “Поцелуй”, “Мыслитель”, “Старуха”, “Икар”.
2. Г. Свиридов “Романс” из музыкальных иллюстраций к пушкинской “Метели”.
3. Записи на доске:
Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза.
Хочу вас поблагодарить
за эту ткань из солнца,
радуги, алмазов, женских
слез и благодарной мужской
мысли, которая называется
“Стихотворения в прозе”…
П. Анненков

Опережающие индивидуальные задания:
Выучить стихотворение в прозе французского поэта Шарля Бодлера “Фальшивая монета”.
Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова “Нищий”.
Выучить наизусть стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Нищий”.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Иван Сергеевич Тургенев немало написал и после “Отцов и детей”. Он создал еще два романа – “Дым” (1867) и “Новь” (1877), несколько повестей и рассказов. Его последние романы и сегодня кажутся многим читателям не такими блестящими, как прославившие его имя “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”: писатель во многом повторялся и, все больше увлекаясь общественной проблематикой, борьбой идей, уже не создавал тех сложных, объемных, удивительно живых героев, которые населяли прежние его книги, не говорил с той же пронзительностью о любви, создавал книги более для ума, чем для сердца. Это, безусловно, лишь одна из возможных точек зрения. Я надеюсь, что со временем вы составите собственное представление об этих романах.
Но вот что невозможно поставить под сомнение, так это мастерство Тургенева – автора небольших прозаических произведений, вплоть до миниатюр, занимающих менее половины книжной страницы. В те годы, когда в русской прозе безраздельно царствовал реалистический метод, Тургенев не только писал изумительные по психологической точности и бытовой достоверности “истории из жизни” (например, небольшой шедевр “Вешние воды” (1872), но и создал несколько мистических повестей, полных завораживающей таинственности.
А в последние годы жизни он решился и на смелый художественный эксперимент в области жанра. За год до смерти писателя в печати появился сборник “Senilia” (“старческое”). Senilia в переводе – песни старости. Полностью это сочинение называется так: “Senilia. Стихотворения в прозе 1878-1882 гг.”. Его составляли очень короткие прозаические тексты, иногда похожие на маленькие рассказы, а порой и вовсе лишенные сюжета – что-то вроде отрывочных дневниковых записей. Все они отличались глубочайшей поэтичностью. Она ощущалась и в музыкальном ритме фразы, и в изяществе образов, и в проникновенной авторской исповедальности. Тургенев без утайки говорил обо всем, рассказывал о надеждах и разочарованиях, вспоминал ярчайшие впечатления жизни. Его душа рассказывала о себе на этих страницах. И потому прозаические миниатюры получили необычное название – “Стихотворения в прозе”.

Работа над произведениями в форме беседы и выступлений учеников
1. Первое произведение, над которым мы будем работать, – “Нищий”.
2. Чтение учениками наизусть стихотворения “Нищий” И.С.Тургенева.
3. Определите тему и идею стихотворения.
4. Чтение наизусть стихотворения в прозе Ш. Бодлера “Фальшивая монета”.
Герой Шарля Бодлера оказывается свидетелем того, как его приятель осознанно подает нищему в качестве милостыни фальшивую монету, объясняя свой поступок так: “…Нет лучшего удовольствия, как удивить человека, дав ему больше, чем он ожидал”. Концовка: “Я взглянул ему (приятелю) прямо в глаза и ужаснулся, увидев, что они светились неоспоримым чистосердечием. Мне стало тогда ясно, что он хотел совершить одновременно и доброе дело, и выгодную сделку: приобрести и 40 су, и сердце Бога, попасть в рай без больших издержек, наконец, получить даром право на звание доброго человека. Я, пожалуй, почти простил бы ему желание преступного наслаждения, на которое я только что считал его способным; я нашел бы любопытным, необычайным, что он забавляется мороченьем бедняков, но я никогда не прощу ему нелепости его расчета. Всегда непростительно быть злым, но есть некоторая заслуга в сознании за собой этого качества, а самый непоправимый порок – это делать зло по глупости”.
5. Что общего и различного в подходе к теме у русского и французского писателей?
6. Какое произведение более гуманно, человечно по своему выводу? Сравните концовку “Нищего” Тургенева и “Фальшивой монеты” Бодлера.
Приобретения, в материальном его виде, не состоялось ни в произведении Тургенева, ни в произведении Бодлера. И все-таки насколько взаимно обогащенными выходят из ситуации оба героя Тургенева и насколько малосимпатичными предстают герои Бодлера! “Нищий” Тургенева – воплощение “ума сердца”, глубокой внутренней эмоциональной интуиции, чуткости; в “Фальшивой монете” мы являемся свидетелями холодной рассудочности, расчетливости даже со стороны главного героя – непростительно лишь “делать зло по глупости”, непростительна “нелепость расчета”!
7. Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова “Нищий”.
В стихотворении Лермонтова “материальное” приобретение состоялось: “И кто-то камень положил в его протянутую руку”.
8. Что “лучше” – камень или фальшивая монета?
9. Каких людей выявляет то и другое произведение?
10. “Последнее свидание” – о последней встрече Тургенева и Некрасова, ссора между которыми продолжалась несколько лет.
Звучит произведение в исполнении ученика.
11. Стихотворения в прозе “Стой” и “Когда меня не будет…” посвящены женщине, которую 40 лет любил автор, – Полине Виардо. Печальный свет любви писателя к знаменитой певице виден почти во всех его книгах.
Яков Полонский написал стихотворение “И.С.Тургеневу”. Писатель за границей. Верность любви к Виардо. Тоска по России. Это тематика указанного стихотворения. Вот небольшой отрывок из него:
Но – чу! Гремят рукоплесканья,
Ты дрогнул – жадное вниманье
Приподнимает складки лба;
(Как будто что тебя толкнуло!)
Ты тяжело привстал со стула,
В перчатке сжатою рукой
Прижал к глазам лорнет двойной
И – побледнел:
Она выходит…
12. Чтение детьми стихотворений в прозе “Стой”, “Когда меня не будет…” под звуки “Романса” Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской “Метели”.
13. Почему, на ваш взгляд, эти произведения отнесены к такому необычному жанру (стихотворения в прозе)?
Одно из качеств прочитанных произведений – лиризм, переживания и чувства господствуют над рассудочным началом. Им присуща музыкальность, т.е. особым образом организованными звуками (большим количеством гласных, что и позволяет этим произведениям достаточно эффектно “звучать” на собственно музыкальном фоне).
14. Какой образ сближает три прочитанных нами стихотворения в прозе Тургенева: “Нищий”, “Последнее свидание”, “Когда меня не будет…”?
Общее для всех стихотворений – образ руки – в “Нищем”, рука – в “Последнем свидании”, рука – в “Когда меня не будет…”. Но образ этот многозначен:
рука – знак духовного подаяния (не менее ценного и значительного, чем подаяние материальное!);
рука – знак прощения, примирения и прощания;
рука – завет памяти, символ воспоминаний.
15. Вспомните “Асю” Тургенева. Там, в 9-й и 12-й главах, между героями происходят аллегорические диалоги, целиком построенные на использовании еще одного интересного образа – крыльев. “Расшифровать” тот и другой разговор между героями можно, только разобравшись в содержании этого, кстати, тоже очень многозначительного образа.
16. Руки… Крыло… Наверное, не случайно использование Тургеневым этих двух “по природе”, “по жизни” родственных образов. Не зря и у литовского графика Стасиса Красаускаса (1923-1977) мы зачастую встречаем эту трансформацию: руки – в крыло и наоборот.
А вот работы французского скульптора Родена (1840-1917) “Граждане Кале”, “Секрет”, “Поцелуй”, “Старуха”, “Мыслитель”, “Икар”. Посмотрите внимательно и объясните “разговор рук” в них, какие чувства они выражают, о чем говорят?
Чувствуете и отчаяние, и заботливость, и нежность, и усталость… Любовь – дружба – расставания – встречи – руки – крылья… когда можно понимать друг друга без слов.
17. Я ничего больше не буду рассказывать о Тургеневе от себя. Мне все равно не сделать этого лучше, чем он сам. Прочтем еще несколько стихотворений в прозе не в том порядке, который определен автором.
18. Чтение “Молитвы”.
19. “Мне жаль”.
20. “Как хороши, как свежи были розы”.
Подведение итогов
Домашнее задание: написать небольшой этюд – размышление о прочитанном (в классе или самостоятельно) стихотворении в прозе И.С.Тургенева или попробовать написать свое стихотворение в прозе.

Алия ЧУПАЕВА,
учитель русского языка
и литературы средней школы N 5

пос. Айхал,
Мирнинский улус,
Республика Саха (Якутия)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте