Именно с детского сада начинается образование и воспитание ребенка. Дошкольные учреждения – фундамент всей системы. Всем известно, что за последние 15 лет число детских садов в России, да и у нас в республике, сократилось почти в два раза. Дошкольным образованием в среднем по стране охвачено только 55% детей соответствующего возраста. В Марий Эл этот показатель составляет 67,4%
Сегодня детским дошкольным учреждениям не хватает воспитателей, младших воспитателей и других работников. Поэтому привлекаются люди, не имеющие порой даже среднего педагогического образования. В городах и райцентрах воспитатели вынуждены работать со значительно большей нагрузкой, выполняют одновременно обязанности отсутствующего помощника в ущерб своим основным функциям, качеству образования детей и их здоровью. К сожалению, в программу по демографическому развитию страны пока не включены меры, направленные на развитие сети дошкольных образовательных учреждений, подготовки специалистов. Считаем, что только современная подготовка и переподготовка кадров, повышение их социального статуса позволят решить поставленные задачи.
Каково реальное состояние кадрового потенциала? Социологический опрос показал, что в республике есть высококвалифицированные педагоги. Однако в течение года многие увольняются и среди них – настоящие мастера. Следует сказать, что у нас развиваются система профессионального образования и дополнительная профессиональная подготовка педагогических кадров. Это Марийский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской, Оршанский педагогический колледж им. И.К.Глушкова, Марийский институт образования. «Кузницей» кадров для системы дошкольного образования по праву считается факультет педагогики и психологии.
Дошкольное образование республики, особенно на селе, держится на выпускниках Оршанского педагогического колледжа. Но, к сожалению, у большинства из них сегодня нет возможности получить без отрыва от работы высшее образование по своей или смежной специальности. Ежегодный целевой прием за счет бюджета на заочное отделение составляет 10 человек.
Можно говорить о сложившейся системе повышения квалификации как на уровне методических служб районов и городов, так и на уровне республики через курсы подготовки в Марийском институте образования. Ежегодно около 600 работников детсадов имеют возможность получить новые знания, познакомиться с опытом своих коллег, новыми методиками и технологиями. На профсоюзных собраниях в районах остро ставились вопросы все большей коммерциализации курсов, а значит, их меньшей доступности. Направление на курсы на протяжении многих лет идет без оплаты командировочных.
В рамках Всероссийской акции профсоюза по проблемам работников дошкольных учреждений 22 марта 2007 года в городе Йошкар-Оле на базе Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской был проведен «круглый стол». Организовали его республиканский комитет отраслевого профсоюза, совет ректоров и профсоюзные комитеты вузов. Тема: «Пути совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров системы дошкольного образования».
Именно эту форму поддержки требований профсоюза избрали вузы республики. В гости к коллегам пришли профсоюзные активисты государственных вузов, руководители и члены профкома Оршанского педагогического колледжа им. И.К.Глушакова, специалисты Управления образования городского округа, Министерства образования Марий Эл, института образования. Среди приглашенных были и представители дошкольных учреждений республики, которые заочно получают в институте высшее образование. Открыл встречу ректор Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской, член президиума рескома профсоюза Валериан ЕГОРОВ.
Предметом острой дискуссии стали вопросы обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях Йошкар-Олы. Несмотря на применяемые в республике меры, очередь составляет более 3 тысяч человек. Участники встречи выразили свою солидарность с требованиями работников дошкольных учреждений. Более 70 человек поставили подписи под Обращением президиума Центрального комитета профсоюза к федеральным органам представительной, законодательной и исполнительной власти. Сбор подписей в вузах на кафедрах и факультетах продолжается.
Уходят специалисты, имеющие высшее образование. Одна треть молодых специалистов отправляется на поиски другой зарплаты. Причина в условиях, в которых приходится работать. Это невозможность приобрести жилье, отсутствие перспективы профессионального роста и получения высшего образования, недостаток необходимых методических и дидактических материалов.
Задача состоит в том, чтобы в каждом муниципалитете была разработана программа закрепления выпускников. Это доплаты за работу в первые 3 года, система повышения квалификации, обеспечение социальным жильем, моральное поощрение, наставничество, перспектива профессионального роста, компенсационные выплаты специалистам, направленным на работу в городские учреждения.
Часто педагоги добровольно проходят аттестацию. Практически всем аттестационные комиссии присваивают заявленные категории. Но аттестация не стала механизмом реального повышения оплаты труда. Разница между категориями составляет от 210 (вторая) до 290 (высшая) рублей. Последние изменения, внесенные в федеральное законодательство об образовании, отнесли вопросы аттестации к предмету совместного ведения региона и муниципалитета. Нет пока понимания проблемы профессионального роста работников дошкольного образования и со стороны профсоюзных организаций. Следует признать, что при заключении коллективных договоров мы редко настаиваем на том, чтобы работодатель определил по годам программу направления на учебу. Мы недостаточно взаимодействуем с депутатами всех уровней при формировании бюджетов.
В первичных организациях республики завершаются открытые профсоюзные собрания с единой повесткой дня «О положении работников дошкольных учреждений и задачах профсоюзных комитетов». Участники вносят много интересных предложений по вопросам социальной защиты работников, направляют обращения в органы власти, собирают подписи под Обращением президиума ЦК Профсоюза. Президиумом рескома поставлена задача: итоги собраний подвести в каждом муниципалитете совместно с представителями органов власти и родителями.
Поиску путей решения поставленных проблем было посвящено в Мари-Турекской районной организации профсоюза районное собрание актива, руководителей дошкольных учреждений. Остро ставились вопросы увеличения средств муниципального бюджета на нужды дошкольных учреждений, в том числе на повышение стимулирующих выплат за снижение заболеваемости и размеров надтарифного фонда. Представители власти признали требования справедливыми, план по их выполнению будет принят в ближайшие дни.
Особая тема разговора – интенсивность труда воспитателей. Несколько лет назад в связи с низкой посещаемостью детей в большинстве детсадов изменился режим работы. Однако сегодня положение изменилось, особенно в городах и поселках, группы переполнены, а воспитатель один.
Это, на наш взгляд, действительно могло бы повлиять на повышение оплаты, а значит, и качество труда. Нередки факты, особенно в маленьких детских садах, когда выделенные средства в основном уходят на стимулирование труда заведующих, а остальные получают 1-5%. Бывает, что за счет этого фонда принимают узких специалистов, которые очень нужны. Дело благое. Но почему за счет тех, кто и без того находится за чертой социальной иерархии? Почему у работников муниципалитетов или других государственных служащих не возникает желания за счет своих надбавок, доплат, премий открыть рабочие места, так необходимые для дополнительного воспитания и обучения детей?
Воспитатели на это соглашаются, потому что боятся потерять работу. Именно поэтому молчит и профсоюзный комитет, ведь каждый председатель профкома – рядовой член коллектива. Я обращаюсь сегодня к председателям районных и городских организаций: мы не можем мириться с такими явлениями.
Назрела необходимость создания при муниципалитетах фонда стимулирования труда руководителей. Но это не должно происходить за счет надтарифного фонда самого учреждения. Необходимо искать другую схему. Не случайно профсоюз вновь поставил вопрос о возврате заведующим учреждений пенсии за длительный стаж работы с детьми. Считаем, что это справедливо.
За последние годы в отрасли немало сделано. Реализуется республиканская программа «Безопасность образовательного учреждения», специалисты проходят обучение по вопросам безопасности труда. Сложилась система профсоюзного общественного контроля.
Серьезными проблемами остаются вопросы правового просвещения руководителей и самих работников детских садов, соблюдение норм трудового законодательства. Самыми массовыми нарушениями стали: отсутствие заключенных трудовых договоров в письменной форме, включая совместителей, отсутствие в содержании трудового договора условий, предусмотренных статьей 57 ТК РФ (чаще всего опускаются сведения об условиях оплаты труда, режиме рабочего времени), отсутствие письменного согласия работника при изменении условий трудового договора, неправильное указание в приказах об увольнении основания со ссылкой на статью ТК РФ.
Уже сегодня можно говорить о том, что мы не можем принять единые рекомендации по системам оплаты труда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, то есть до внесения Правительством РФ проекта федерального бюджета в Государственную Думу.
Это свидетельствует о желании правительства создать условия для вынужденного перехода бюджетных учреждений в другие организационно-правовые формы и, в частности, в автономные учреждения. Вместе с тем очевидно, что при отсутствии необходимой нормативной правовой базы (по крайней мере, шести постановлений правительства) изменение статуса учреждений в бюджетной сфере в ближайшее время также невозможно. К тому же изменение организационно-правовой формы на сегодняшний день может быть признано эффективным лишь для порядка 10% учреждений, преимущественно вузов.
Комментарии