За моей спиной более полувека работы в школе. Как учителю русского языка, мне довелось преподавать в старших классах, много лет я была завучем, организатором воспитательной работы и 17 лет – директором. В городе одна школа, и понятно, что в знакомых практически весь Правдинск. Всегда радуюсь встречам с бывшими учениками, их родителями. Но не обходится и без курьезов.
Знаю в городе двух мам (их дочери не получили заветных медалей), которые при встрече отворачиваются, считая меня виновницей неудачи выпускниц. В одном случае девочка воспользовалась шпаргалкой, и не заметить этого было нельзя. В другом случае ответ претендентки на медаль был, мягко говоря, никак не отличным. Мам я не понимаю. Мой сын Андрей окончил школу с одной оценкой «хорошо» по английскому языку, все остальные – «отлично». Помню, как тогдашний директор Павел Иванович Ковалев возмущался: «Эх, взять бы большой прут и отхлестать мамашу. Разве нельзя было попросить учителя позаниматься?» Однако ни у меня, ни у сына не было обиды на учительницу английского языка. Сын успешно поступил в высшее военное училище и с четверкой по иностранному языку.Ко мне часто приходят бывшие выпускники, особенно летом, во время отпусков. Вспоминают все доброе, светлое, привлекательное, что случалось с ними в детстве. Но на наших общих встречах бывает и по-другому. Так, однажды во время оживленных теплых воспоминаний солидный с проседью мужчина спросил меня: «А помните, как вы вызвали меня, семиклассника, в кабинет?» Повисла тишина, которую прервала чья-то реплика: «Ну полно, Виктор! Кто старое помянет…» Я этого не помнила, а Виктор продолжил: «В школе тогда стали появляться на стенах репродукции картин. Это было непривычно. Мы с другом пошалили у картины Крамского «Незнакомка», подрисовав даме усы и бороду. О проступке сообщили родителям. После хорошей домашней трепки мы ожидали ее продолжения в кабинете директора. Но вместо этого услышали интересный рассказ об истории появления каждой картины. А в заключение прозвучали слова, которые впечатались в память. Вы сказали, что только от нас самих зависит, каким будет наш дом. Одни делают его светлым, радостным, добрым, а другим приятно делать гадости». Виктор достал большой сверток, освободил его от бумаги, и мы увидели «Незнакомку» Крамского без усов и бороды. Когда смолкли аплодисменты, раздался голос: «Я тоже была на ковре у директора и помню, как сильно тогда обиделась». Этот случай и я не могла забыть, как остановила в коридоре шуструю десятиклассницу: «Света, ты единственная не написала в анкете о своей будущей профессии. Зайди ко мне!» Следуя за мной, девушка тогда заявила: «А чего писать? Все знают, я буду учителем!» Она произнесла это гордо, явно любуясь моей растерянностью. Я раздумывала, как объяснить будущей коллеге, что проблема не только в ее оценках, хотя для учителя важно умение учиться самому, но и в ее характере, в отношении к другим. Я успела только произнести первую фразу: «Света, быть учителем – это не твое!» Договорить я не успела – выпускница убежала! Я, конечно, переживала, но закрутилась с делами и лишь на выпускном вечере, похвалив Свету за успешную сдачу экзаменов, добавила: «Прости меня за ту обидную фразу. Наверное, я неправа. Поступай в педагогический!» И вот теперь эта жизнерадостная женщина с улыбкой признается: «Вы знаете, Нина Кронидовна, я рада, что стала продавцом. Ведь наши профессии очень похожи! Я стараюсь радовать покупателей, помогать им, создаю хорошее настроение. Этому я научилась у наших учителей. Так что зря я тогда на вас обиделась». Нина КОЗЛОВСКАЯ, заслуженный учитель РФ, Правдинск, Калининградская область
Комментарии