search
main
0

Зорко лишь одно сердце

Какой он, современный педагог? Какими способностями и умениями должен обладать, чему должен научить и как много должен знать сам? Что же должен сочетать в себе человек, чтобы по праву называться учителем, а не только быть им на бумаге? Этими непростыми вопросами задаются и учителя, и родители, и, что интересно, дети. Рассуждают, обмениваются опытом, говорят об изменениях и нововведениях.

Если следовать букве закона, то педагог должен осуществлять свою деятельность строго в соответствии с ФГОС: учить, объяснять, понятно доносить информацию. Тут же мы сталкиваемся с знаниями и умениями в преподаваемой области – преподавательскими компетенциями. Допустим, учитель обладает необходимым набором способностей и компетенций. Составляет идеальные конспекты урока, использует разнообразные методические материалы, применяет законы педагогической риторики и четко следует календарно-тематическому планированию. Но достаточно ли этого детям? Только ли это важно ученикам? Может, для них первостепенны другие качества?

Учитель ежедневно оценивает своих учеников. День за днем, неделя за неделей выносит вердикт: освоена ли тема, качественно ли выполнено домашнее задание и усвоены ли необходимые правила. Педагог привык давать оценку. Но то же самое делают и ученики: дети каждый день, каждый урок оценивают учителя. Зачастую их нормы и критерии выходят за рамки ФГОС. Детей интересует личность. Внутренние качества и характеристики педагога ученики рассматривают сквозь призму своей жизни и задаются вопросом: «А хочу ли я так же?»

Каким же все-таки выглядит учитель, если смотреть на него глазами детей? Какими качествами должен обладать? Хороший, настоящий учитель – это не просто работа, профессия. Это образ жизни. Это харизма и творческий подход, трудолюбие и чувство юмора, справедливость и умение войти в положение. Это способность видеть нуждающихся в помощи и оказать помощь, это чуткость и умение заинтересовать учеников в своем предмете. Это потребность совершенно искренне, горячо любить свое дело и с наслаждением и доступно отдавать имеющиеся знания. Настоящий педагог – это человек, на которого дети смотрят и понимают: «Я хочу так же!» Такой учитель навсегда останется в памяти и сердцах детей, которых он достиг своим профессионализмом, любовью к делу и, что немаловажно, к ним самим. Лев Толстой говорил: «Если учитель соединяет к себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». С этим невозможно спорить.

Любовь учителя к ученику проявляется в уважении, понимании, заботе и снисхождении. Человек, осуществляющий свою педагогическую деятельность с душой, полон самоотдачи, доброты, терпения и стремления развить потенциал своих подопечных. А это ох как непросто! Нести в себе любовь к делу, к ученикам, а еще обладать достойными личностными качествами – тяжелый процесс, требующий упорства, а не работа одного дня. А ученики – главные судьи в этой работе. Дети, скорее всего, не сознают этого в полной мере, но именно они являются мотиваторами и двигателями для саморазвития и расширения кругозора педагога.

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», – говорил Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Маленький принц». Дети смотрят сердцем. Глазами они могут смотреть куда угодно: на доску, в учебник, в свою тетрадь или в тетрадь соседа, но учителя они видят иначе. Предмет, конечно, осваивается с большим или меньшим успехом. Но то, что они увидят в своем учителе сердцем, будет сопровождать их на протяжении жизни. Ребенок впитывает как губка то, что получает. Берет пример. Учится доверию, мудрости, честности и справедливости. Или не учится. Именно поэтому на нас, педагогах, лежит огромная ответственность – не быть плохим примером.

Помогать. Созидать. Вдохновлять. Не обесценивать. Делиться лучшим. Ставить планку, стремиться к большему и увлекать за собой. И быть в глазах учеников тем учителем, про которого думают: «Я хочу так же!»

Надежда МАРЬЮК, учитель русского языка и литературы школы №2070 имени Героя Советского Союза Г.А.Вартаняна

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте