search
main
0

Зоны неэффективности. Как от них избавиться

Все общеобразовательные учреждения Краснодарского края перешли на НСОТ с 1 января 2007 года. В результате наметились положительные сдвиги в решении одной из основных задач КПМО – изменении социального статуса педагога, поскольку обеспечена позитивная динамика уровня заработной платы. Это стало возможным не только вследствие привлечения дополнительных средств регионального бюджета, но и за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов, оптимизации и сокращения зон неэффективности. Так, оптимизация сети школ, классов и штатных расписаний позволила повысить зарплату педагогам в среднем на 1200 рублей (более чем на 20 процентов).

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

соответствии с нашей методикой новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях, которая практически совпадает с предложенной Министерством образования и науки Российской Федерации, рост зарплаты учителей в зависимости от результатов их труда обеспечивается за счет:

разделения оплаты труда на базовую и стимулирующую части;

учета в базовой части оплаты труда основных видов деятельности учителей;

общественного участия в распределении стимулирующей части оплаты труда;

введения механизмов учета интенсивности труда.

Причем интенсивность труда педагога учитывается в базовой части его заработной платы за счет учета количества обучающихся через расчетную стоимость педагогической услуги (ученико-часа).

Введение НСОТ дало позитивный эффект.

По состоянию на сентябрь 2008 года зарплата учителей края повысилась в среднем по сравнению с прошлым годом на 36 процентов. В 2007 году размер средней заработной платы составлял 8166 рублей, сегодня 11125. В абсолютных значениях прирост заработной платы учителей в среднем составил 3 тысячи рублей. Но выросла она не у всех одинаково. В сентябре распределение зарплаты учителей было таким:

44 процента учителей получали заработную плату более 10 тысяч рублей;

14 процентов учителей получали более 15 тысяч рублей, в том числе 4 процента – более 20 тысяч рублей.

Существенно (более чем на 80 процентов) зарплата повысилась у наиболее качественно работающих педагогов. Таких сегодня в Краснодарском крае около 15 процентов. Абсолютный прирост зарплаты у них от 7 до 14 тысяч рублей в среднем. При этом у учителей с высоким уровнем квалификации и хорошими результатами (ученики – победители олимпиад, высокие результаты единого госэкзамена и т. д.) оплата труда выросла в 2,5 раза по сравнению со среднекраевой прошлого года.

В крае выработаны определенные подходы к решению проблемы стимулирования качества труда педагогов. Основным финансово-экономическим механизмом этого стимулирования стали выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения. Размеры стимулирующей части изначально были определены с учетом масштабности введения новой системы оплаты труда в крае – одновременно во всех 1200 общеобразовательных учреждениях. При этом мы должны были обеспечить обязательное условие: новая заработная плата учителей не может быть меньше старой, если сохраняется объем их должностных обязанностей и выполняется работа той же квалификации.

На момент введения НСОТ мы плохо представляли критерии распределения по конечному результату работы учителя. Поэтому было принято решение о поэтапном наращивании размера стимулирующей части фонда заработной платы.

В прошлом году она составляла всего 10 процентов, с сентября 2008 года все увеличение норматива подушевого финансирования пошло на повышение стимулирующей части до 15 процентов, а с 1 декабря нынешнего года новое повышение норматива обеспечит ее рост до 20-22 процентов.

Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда регламентируют такие внутришкольные локальные акты, как Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда и Положение об оценке профессиональной компетентности педагогических работников.

При оценке качества труда работников учитывается следующее:

– результаты, полученные по итогам внутришкольного контроля, представляемые руководителем, методическим советом или экспертной группой;

– результаты, полученные по итогам независимых контрольно-надзорных процедур, мониторинговых исследований муниципального, краевого и федерального уровней;

– результаты, представленные самим работником на основе собственной самооценки и подтвержденные аналитической оценкой экспертной группы;

– результаты, полученные в рамках общественной оценки со стороны учеников и их родителей;

– результаты участия в инновационных проектах, реализуемых педагогами индивидуально или в составе проектных групп.

При этом мы исходим из того, что нельзя при оценке качества труда учителя абсолютизировать учебные достижения учеников, особенно полученные в рамках ЕГЭ. Поэтому в оценке особое место занимают результаты познавательной активности школьников, развития общеучебных и социальных компетентностей. Для оценки результатов деятельности разработаны перечень показателей профессиональной компетенции педагогического работника и критерии и способы их оценки в баллах на основе педагогического портфолио.

Объективность оценки обеспечивается за счет участия в мониторинге профессиональной компетентности педагога не только администрации школы, но и членов управляющего совета представителей методических служб, совета трудового коллектива, профсоюзной организации и родительской общественности.

В утвержденных на краевом уровне Положениях об оплате труда определены:

– минимальные размеры оплаты труда работников по профессиональным квалификационным группам должностей;

– рекомендуемые повышающие коэффициенты по квалификационным уровням. Например, по профессиональной квалификационной группе «Педагогические работники» предусмотрен минимальный размер ставки заработной платы 4200 рублей; рекомендуемый повышающий коэффициент для педагогов дополнительного образования (2-й квалификационный уровень) – 0,8, для учителей (4-й квалификационный уровень) – 1,0. С учетом повышающего коэффициента минимальная ставка для педагога дополнительного образования – 4536 рублей, для учителя – 4620 рублей.

Педагогическим работникам устанавливаются повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию с целью стимулирования профессионального роста. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента:

0,15 – при наличии высшей квалификационной категории;

0,10 – при наличии первой квалификационной категории;

0,05 – при наличии второй квалификационной категории.

Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента – до 3,0.

Кроме того, Положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения могут быть предусмотрены стимулирующие надбавки к окладу:

за интенсивность и высокие результаты работы;

за качество выполнения работ;

за выслугу лет.

Решение об установлении стимулирующих надбавок принимает руководитель учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда, а также средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, направленных на оплату труда работников.

Стимулирующую надбавку за интенсивность и высокие результаты работы педагогическим и иным работникам из числа учебно-вспомогательного персонала рекомендуется устанавливать:

за стабильно высокие показатели результативности работы, высокие академические и творческие достижения;

за разработку и внедрение новых эффективных программ, методик, форм обучения, организации и управления учебным процессом, создание краевых экспериментальных площадок, применение в работе достижений науки;

за выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения);

за сложность и напряженность выполняемой работы;

за выполнение работ, не входящих в круг должностных обязанностей.

Размер стимулирующей надбавки может быть установлен как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу. Рекомендуемый размер – до 200 процентов. Стимулирующая надбавка устанавливается сроком не более 1 года, по истечении которого может быть сохранена или отменена.

Стимулирующая надбавка за качество выполняемых работ устанавливается работникам, которым присвоена ученая степень, почетное звание при соответствии почетного звания, ученой степени профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин.

Рекомендуемые размеры надбавки (в процентах от оклада):

до 7,5 процента – за ученую степень кандидата наук или за почетные звания «Заслуженный», «Народный»;

до 15 процентов – за ученую степень доктора наук.

Стимулирующая надбавка за выслугу лет устанавливается работникам в зависимости от стажа работы в учреждениях образования.

Рекомендуемые размеры (в процентах от оклада):

при стаже педагогической работы от 1 до 5 лет – 5 процентов;

от 5 до 10 лет – 10 процентов;

от 10 лет – 15 процентов.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются пропорционально объему учебной нагрузки (педагогической работы).

В учреждении также могут быть установлены премии:

по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год);

за качество выполняемых работ;

за выполнение особо важных и срочных работ;

за интенсивность и высокие результаты работы.

Николай БАЙДАЧНЫЙ, заместитель руководителя Департамента образования и науки Краснодарского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте