search
main
0

Зона особой заботы – кадетство

Парламентские слушания «Законодательная поддержка функционирования и развития кадетских образовательных учреждений в РФ», проведенные в Совете Федерации под председательством руководителя Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктора Шудегова, дали новый импульс для дискуссии о будущем кадетского образования в России. Как известно, в документе, принятом по результатам последних парламентских слушаний в СФ, посвященных развитию кадетского образования, отмечена его важная роль в формировании нового поколения граждан России, принято предложение о разработке целевой государственной программы по поддержке кадетских образовательных учреждений, а субъектам РФ и федеральному центру предложено рассмотреть вопрос о финансировании кадетских учреждений на паритетных началах, предусмотрев возможность обеспечения их воспитанников форменной одеждой и питанием за счет средств федерального бюджета. Сегодня очень важно сделать так, чтобы рекомендации породили документы, которые законодательно поддержат многочисленные кадетские школы и школы-интернаты.

Москва по праву считается первопроходцем по части создания кадетского образования. Именно в Москве, а позже и в таких регионах, как Санкт-Петербург, Красноярский и Краснодарский края, Ростовская, Новосибирская, Омская, Волгоградская и другие области, стали создаваться подобные учебные заведения. Сегодня Московская городская Дума и законодательное собрание Красноярского края выступили с законодательной инициативой о внесении дополнений в Закон РФ «Об образовании», предложив установить новый тип образовательных учреждений – «кадетские образовательные учреждения». Поэтому участники парламентских чтений очень внимательно отнеслись к выступлению генерал-полковника, руководителя Московского центра военно-патриотического и гражданского воспитания Расима Акчурина.

– Первые кадетские образовательные учреждения появились в Москве в середине 90-х годов прошлого века и сразу стали пользоваться повышенным спросом. Департамент образования под руководством Любови Кезиной разработал городскую целевую программу развития кадетского образования столицы на 2001-2005 годы, которая была рассмотрена и утверждена в феврале 2001 года на заседании правительства Москвы.

Основными задачами программы «О развитии кадетского образования в Москве» стали такие:

– создание рациональной сети кадетских образовательных учреждений, обеспечивающих запросы москвичей;

– создание условий для формирования у кадетов высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, для их подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

– совершенствование и внедрение вариативных учебных планов и программ, а также дополнительных образовательных программ с учетом региональной специфики столичного образования;

– укрепление и развитие элементов учебно-материальной базы для обеспечения учебного процесса в рамках основных и дополнительных образовательных программ;

– разработка, издание и обеспечение кадетских образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой в рамках дополнительных образовательных программ;

– создание системы подготовки и переподготовки руководителей, педагогов и воспитателей кадетских образовательных учреждений;

– капитальное строительство, ремонт и реконструкция кадетских образовательных учреждений (с учетом технического состояния зданий и сооружений);

– совершенствование нормативной правовой базы в сфере кадетского образования.

Для того чтобы обеспечивать организационно-методическое и общее руководством, в ноябре 1999 года в Департаменте образования был создан отдел кадетского образования.

Для того чтобы обеспечивать рациональную деятельность кадетских школ и кадетских школ-интернатов, Департамент образования разработал:

– единые правила и порядок приема в кадетские образовательные учреждения;

– региональный компонент базисного учебного плана;

– правила ношения кадетами форменного обмундирования;

– примерные правила внутреннего распорядка кадетской школы и кадетской школы-интерната;

– ритуал проведения церемонии принятия «Торжественной клятвы кадета».

Московская геральдическая комиссия правительства Москвы утвердила единый нарукавный знак воспитанников кадетских образовательных учреждений.

Совместно с Департаментом здравоохранения были разработаны и утверждены требования к состоянию здоровья кандидатов на поступление в кадетские образовательные учреждения.

Более 90% выпускников кадетских школ и кадетских школ-интернатов поступают в высшие учебные заведения. Из них до 25% поступают в вузы Министерства обороны РФ, до 20% – в вузы силовых ведомств, около 20% – в вузы по программе государственной гражданской службы и 25% – в высшие учебные заведения другого профиля.

По отзывам высших учебных заведений Москвы выпускники кадетских школ и кадетских школ-интернатов наиболее теоретически и физически подготовлены и воспитаны на героико-патриотических примерах прошлого и настоящего нашего Отечества, это студенты, готовые служить на благо Отчизне на военном и гражданском поприще.

Все кадетские образовательные учреждения системы Департамента образования столицы – государственные общеобразовательные учрждения, реализующие единую образовательную программу. В программах дополнительного образования предусмотрена подготовка по основам государственно-гражданской и военной службы разной направленности и по физическому развитию.

Для поддержания здоровья на соответствующем уровне и обеспечения качественного проведения практических полевых занятий с воспитанниками кадетских школ и кадетских школ-интернатов в октябре 2002 года был создан кадетский оздоровительно-образовательный лагерь «Патриот» на 400 мест, в котором кадеты в течение учебного года практически закрепляют полученные знания и навыки по программе курса «Основы военной подготовки».

При взаимодействии кадетских образовательных учреждений Департамента образования с кадетскими образовательными учреждениями регионов России видно, что кадетское образование и воспитание в России приобретает многообразные формы и методы реализации. Но сегодня чаще, чем ранее, мы начинаем задавать вопрос: а что же такое кадетское образование и воспитание. Отсутствие однозначности трактовки в существующем законодательстве правового статуса кадетских образовательных учреждений позволяет учредителям самостоятельно определять и проводить в жизнь приоритеты кадетского образования и воспитания. Отсюда содержание основного и дополнительного образования, социальный статус воспитанников, их уровень подготовки, подбор воспитателей и преподавателей оказываются в зависимости от этого приоритетного направления развития кадетских школ и кадетских школ-интернатов.

Какие же ситуации возникают сегодня в кадетском образовании и воспитании?

Юридическое право называться «кадетским корпусом», осуществляющим подготовку воспитанников к службе в Вооруженных силах РФ, дано учебным заведениям Министерства обороны РФ. Учебные заведения подобного типа, но Министерства образования РФ, осуществляющие качественное общее образование и имеющие кадетскую составляющую, юридически именуются как «кадетские школы» или «кадетские школы-интернаты».

Типовое положение обязывает в первую очередь комплектовать воспитанников из числа социально незащищенных детей. В то же время – готовить всех воспитанников к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. А это означает, что нужно вести обучение на высоком уровне по всем дисциплинам, определенным базисным учебным планом (по 6 уроков в день), и преподавать дисциплины дополнительного образования: иностранный язык, естественные и гуманитарные науки, военная и строевая подготовка, спорт, кружки по интересам (художественные, технические и так далее). Иными словами, воспитанник должен ежедневно усваивать учебную нагрузку, превышающую нормы любого учебного заведения полного среднего образования.

Чтобы освоить все это на должном уровне, необходимо иметь к этому определенные способности, физические данные, осознанно подвергнуть себя определенным лишениям, связанным с жизнью по распорядку дня, иметь желание получить кадетское образование и воспитание. Не всякий ребенок способен осилить данную нагрузку, а определить возможности чрезвычайно сложно, ведь способы определения неизменно вызывают различные толкования.

Первая проблема – проблема комплектования кадетских образовательных учреждений. Обучение в кадетской школе предусмотрено с 1-го класса (ребенок 6-7лет), а в кадетской школе-интернате – с 5-го класса (ребенок 5-10 лет). Закон «Об образовании» запрещает проводить для детей такого возраста различные экзамены, тестирования и так далее. Но в Москве спрос на обучение в кадетском образовательном учреждении, как правило, превышает возможности кадетских школ и кадетских школ-интернатов в 8-10 раз. В результате большая часть детей, желающих получить кадетское образование, не имеет такой возможности, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.

Отсутствие единых правил приема в кадетские образовательные учреждения на федеральном уровне вынуждает региональные органы управления образованием организовывать прием по своему усмотрению, что в конечном счете приводит к разночтению и разнотолкованию того, кого же должны обучать кадетские школы и кадетские школы-интернаты, как в них принимать, не нарушая существующих законов комплектования учебных заведений.

Вторая проблема – отчисление из кадетских образовательных учреждений. В настоящее время если воспитанник, обучающийся в кадетской школе и кадетской школе-интернате, перестанет выполнять нормы кадетской составляющей обучения и воспитания (делать уборку спального места, присутствовать на каких-либо кадетских мероприятиях и так далее), то юридически никто не сможет его заставить это делать.

Третья проблема – зачисление в кадетские образовательные учреждения. Администрация кадетской школы и кадетской школы-интерната обязана зачислять в десятый класс всех желающих, окончивших девятый класс этого учебного заведения. Даже если есть уверенность, что воспитанник не желает или не способен выполнять требования учебного заведения, разлагающе действует на коллектив и администрация кадетского образовательного учреждения ходатайствует о переводе этого воспитанника для дальнейшего обучения по месту его жительства, по действующему законодательству сделать это не представляется возможным.

Есть и четвертая проблема – содержание обучения. Как известно, существует единый базисный учебный план, обязательный для освоения всеми образовательными учреждениями, и примерный базисный учебный план для кадетских образовательных учреждений, который рекомендует изучение различных предметов.

Администрация учебного заведения имеет право корректировать учебный базисный план. В московских кадетских образовательных учреждениях в рамках дополнительного образования идет подготовка воспитанников по основам военной и государственной службы, этике поведения, кружковая работа по военно-спортивным, военно-техническим и культурным направлениям.

Наличие благоустроенных спальных помещений в кадетских образовательных учреждениях обеспечивает должное качество обучения. К сожалению, не все кадетские образовательные учреждения имеют требуемые условия. Например, в «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя» (директор Евгений Введенский) учащиеся приезжают из всех 10 округов. Дети, проживающие на большом удалении от здания, вынуждены подниматься в 5 часов утра для того, чтобы успеть к разводу. Какова продуктивность усвоения знаний у этих кадетов? Думаю, здесь комментарии излишни.

Пятая проблема – кадры воспитателей. В кадетских школах-интернатах идет совмещение должности преподавателя с должностью воспитателя, и администрация вынуждена идти на это из-за нежелания подготовленных кадров воспитателей работать в кадетском образовательном учреждении.

Сегодня постоянно идут дискуссии о том, кто должен возглавлять кадетское образовательное учреждение – работник системы образования, офицер запаса, представитель какой-то другой профессии, мужчина или женщина. Многолетний опыт работы Департамента образования показывает: государственное образовательное учреждение должен возглавлять представитель системы образования, а кадетскую составляющую желательно претворять в жизнь под руководством офицера запаса в ранге заместителя директора кадетской школы-интерната.

Шестая проблема – разобщенность в развитии. Сегодня практически нет мероприятий, связывающих единую кадетскую специфику. Опыт кадетских смен в детском центре «Орленок» показывает, насколько различны кадетские образовательные учреждения по своей сущности: в тенденциях развития, в образовании, в социальном составе воспитанников, в организации внутреннего порядка, дисциплины и так далее.

Отдельно можно сказать о форме одежды, определенной в каждом кадетском учреждении. Отсутствие единой политики в форме одежды привело к тому, что кадеты носят форму различных фасонов, цвета, нарукавных знаков, погон и так далее. Юридически форма одежды не определена никакими документами Министерства образования и науки РФ, даже погоны в форме одежды кадета носят самодеятельный характер.

Много различий существует и в финансировании кадетских школ и кадетских школ-интернатов, в организации питания, в проведении выездных экскурсионных и спортивных мероприятий.

Каждая из перечисленных проблем уводит за собой развитие кадетского образования в разные стороны. Возникает опасность, что все вместе эти перечисленные проблемы могут завести кадетское образование и воспитание в определенные сложности и трудности.

В настоящее время кадетское образование и воспитание привлекает к себе пристальное внимание широкой общественности, Администрации Президента РФ, депутатов РФ и регионального уровня, органов государственного управления субъектов РФ.

В сложившейся ситуации развития кадетского образования резко возрастает роль органов управления образованием как органов исполнительной власти, при обязательной разработке единых стандартов, присущих кадетскому образованию и воспитанию.

***

Информация к сведению

Сегодня в Москве существуют 9 кадетских школ-интернатов и 3 кадетские школы, в которых обучаются около 3,5 тысячи воспитанников, в том числе 350 девочек.

Из них:

79% – дети из социально незащищенных семей,

2% – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

5% – дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, проходящих или проходивших службу в зонах военных конфликтов;

19% – дети из многодетных семей;

37% – дети одиноких и разведенных матерей или отцов;

16% – дети, находящиеся под опекой или попечительством.

Морской объединенный кадетский корпус Героев Севастополя и «Навигацкая школа» уделяют внимание морской направленности, Московский кадетский корпус юстиции – юриспруденции, Московский казачий кадетский корпус – этнокультурному компоненту. Московский кадетский корпус МЧС – подготовке спасателей, Московский музыкальный кадетский корпус – музыкальному образованию. Кадетская школа-интернат №9 «Московский пансион государственных воспитанниц» осуществляет комплексное образование и воспитание девушек по военной, гражданской и эстетической направленности.

Для привлечения к работе в кадетских школах-интернатах на должностях воспитателей офицеров запаса и опытных педагогов правительство Москвы и Департамент образования приняли следующие меры:

– установлена надбавка 50% к должностному окладу воспитателям кадетских школ-интернатов;

– выделена по договорам аренды жилая площадь для педагогических работников кадетских школ-интернатов в объеме 10% от штатного расписания;

– организованы курсы повышения квалификации при Московском институте открытого образования и Московском психолого-педагогическом университете для воспитателей кадетских школ-интернатов.

Департамент образования Москвы предлагает для дальнейшего развития кадетских образовательных учреждений сконцентрировать внимание на следующих вопросах:

Разработать

– общероссийские стандарты кадетского образования и воспитания;

– порядок организации физической подготовки воспитанников;

– единую форму гражданской и военной подготовки воспитанников и методы ее реализации;

– единые нормативы финансирования;

– образцы единой формы одежды и знаков отличия, также нормы их снабжения;

– единые нормы питания.

Организовывать

– мероприятия общероссийского значения: олимпиады, спартакиады, фестивали и так далее;

– взаимодействие с заинтересованными государственными структурами и общественными организациями.

Осуществлять

заказ на издание учебной и специальной литературы.

Информировать

общественность через средства массовой информации о состоянии дел в кадетском образовании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте