search
main
0

Золотые правила. И море, и Гомер – все движется любовью..

Анатолий Юрьевич КУЗНЕЦОВ, учитель русского языка и литературы из Комсомольска-на-Амуре, хотел вообще-то стать историком. Решение поступать на филологический факультет Педагогического института Комсомольска-на-Амуре пришло спонтанно – разговорился с председателем приемной комиссии – обаятельной дамой, признался, что пишет стихи, а она ему сразу же посоветовала поступать на филологический факультет. Надо сказать, что Анатолий ни разу не пожалел о своем выборе, учиться было интересно, особенно завораживала античная литература – Гомер, Еврипид и, конечно же, поэзия. Правда, изучение теории педагогики было не таким увлекательным.

– Читать учебник по педагогике было не  то чтобы скучно, но воспринимать его тогда было зачастую просто невозможно, таким сухим, вялым и сложным языком он был написан,  –  признается Анатолий Юрьевич. – Нам, красивым, двадцатидвухлетним, темперамент тогда мешал все  это даже читать, не то что воспринимать.  Я уже тогда  задался вопросами, а можно ли при помощи определенного набора приемов сделать человека добрым, отзывчивым, честным, отважным, принципиальным, работящим? Пробудить интерес к чему-то? Заставить заниматься чем-то полезным?  Такие вопросы я часто себе задаю, но ответы на них  нахожу,  как ни странно, не в учебниках, а чаще всего в художественных книгах, передачах, беседах с людьми, в собственном опыте.  Истина эта открывается мне по капельке. Впрочем, до конца она, наверное, никогда и не раскроется, истину нужно искать всю жизнь. Для себя Кузнецов нашел истину. Это любовь. Анатолий Юрьевич  признался – он человек влюбчивый, романтичный. На конкурсе он был одним из самых галантных мужчин. – И море, и Гомер  – все движется любовью, – цитирует Кузнецов  Осипа Мандельштама. – И педагогика тоже движется любовью. Я понял: любить детей – это и есть педагогика, и это скорее искусство, чем наука. А главное,  любовь – это титаническая духовная работа, в которой есть все – и радость, и боль, и горечь, и разочарования, взлеты и  падения… Я просто люблю свою профессию. Люблю детей. У Иосифа Бродского есть замечательные строки:  «Ни самый умный педагог, ни группа ангелов, ни Бог нас не научат жить…» Я, наверное, не учу детей, а скорее предлагаю им чему-то у меня поучиться, и иногда получается!..Именно тогда, в студенческие годы, Анатолий Юрьевич увлекся театром. Кстати, опыт игры в народном театре помог Кузнецову найти подход к детям. – Я видел и чувствовал, как создаются спектакли, – говорит Анатолий Юрьевич.  –  Когда впервые входишь в класс, главное  – это поймать волну. Не нужно повышать голос на ребят, унижать их, если они чего-то не понимают. Лучше попробовать объяснить свою мысль еще раз, но уже с другой стороны. Дети – очень неглупый народ, надо всегда об этом помнить, и мало-помалу придет взаимопонимание. Иногда мы проводим с учениками в конце дня «разборы полетов», на которых обсуждаем все произошедшие в классе события, ищем виноватых в каких-либо проступках, и не только.  …Педагогическая судьба Анатолия Кузнецова складывалась непросто. После окончания института он работал учителем русского языка и литературы  в нескольких школах города.  На каком-то этапе возникло чувство разочарования, желание что-то изменить. Кузнецов решил попробовать себя на новом поприще, устроился  в воспитательный отдел Управления Федеральной службы исполнения наказаний  по Хабаровскому краю. Эта работа помогла ему встретить свою вторую половинку – там он познакомился со своей  женой,  она была там медсестрой.  Вскоре Анатолий Юрьевич понял, что страшно скучает по школе.  Сегодня Кузнецов работает в старшей школе Комсомольска-на-Амуре – гимназии №1. – Наконец-то судьба преподнесла мне подарок, – улыбается Анатолий Юрьевич. – Я  получаю огромное удовлетворение от общения  с детьми, с коллегами, а главное – я чувствую, что, обучая, я учусь сам…В своей работе Анатолий Кузнецов руководствуется золотым правилом нравственности: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.- Помню, как в бытность школьником нас «строили» учителя. Обиды, конечно, на них не осталось, но в те времена приходилось выслушивать много нелицеприятных вещей в свой адрес.  Я уже тогда решил, что буду другим учителем. В детстве школа меня обожгла… Этот ожог, наверное, и сегодня не до конца зажил. Но как пригодился мне в жизни опыт звеньевого, барабанщика, горниста, комсорга! Воистину, в жизни все полезно в меру!  – вспоминает  Анатолий Кузнецов. – Класс шумит, после перемены дети никак не могут успокоиться, и у меня не выходит докричаться до этих сорванцов. Достаю из шкафа трубу и, как в пионерском детстве, играю сигнал «Слушайте все!». И сразу тишина, и удивленные глаза ребят, и определенный психологический настрой, и душевный контакт!.. В каком учебнике это можно описать? Рано утром вхожу в пустой класс, раскладываю книги, тетради… На столе  записки: «…», «Вы самый добрый учитель…», и на доске  примерно то же самое, только мелом… По Интернету все чаще и чаще от бывших учеников приходят сообщения: «Спасибо за ваши уроки…», «Мы вас помним и любим…», «Я стала филологом, как вы, преподаю в школе; спасибо, что помогли найти себя…»Излюбленная  педагогическая технология Кузнецова – технология мастерских. Именно ее решил применить Анатолий Юрьевич на конкурсном уроке  «Проблематика и особенности композиции рассказа  Максима Горького «Старуха Изергиль». – К сожалению, все пошло совсем не по плану. Я проводил занятие по литературе в математическом классе у детей со слабой теоретической подготовкой, – говорит учитель. – На первых же минутах стало ясно, что добрая половина учеников не знакомы с рассказом Горького. Ребята молчат, на диалог не идут. Понимая, что провести урок по задуманной схеме уже не удастся, я отложил конспект и пошел другим путем. Первым делом необходимо было хоть как-то разрядить обстановку и подтолкнуть детей к разговору. Постепенно они расслабились, смогли проанализировать построение произведения, сориентироваться в его проблематике.Примечательно, что Кузнецов был в своем самоанализе урока предельно самокритичен, при этом не оправдывался, а говорил по существу. Объяснил коллегам, какие цели перед собой ставил,  честно сказал, что результата достиг лишь частично.Как бы там ни было, Анатолию Юрьевичу удалось расшевелить класс.  Ребята  активно работали в группах, а в конце урока продемонстрировали свои проекты.  Кузнецову удалось научить ребят определению композиционной структуры в связи с идейным содержанием произведения. Школьники не сразу, но почувствовали вкус к исследованию текста Горького. Примечательно, что Анатолий Юрьевич предложил на своем уроке  установить связь между героями Горького и Солоухина. На уроке шла работа не только с текстом, но и с литературоведческими понятиями.  В качестве домашнего задания Анатолий Юрьевич предложил ребятам написать небольшое сочинение  на тему «Почему в финале рассказа «Старуха Изергиль» море шумело глухо и печально?».- Конечно же, конкурс – это в первую очередь праздник  общения, благодаря конкурсу у меня появились новые друзья, я побывал в Звездном городке и в монастыре Сергия  Радонежского, мне даже удалось задать вопрос министру образования и науки Дмитрию Ливанову,  – улыбается Анатолий  Юрьевич. –    Конкурс – это и огромный шаг вперед в профессиональном смысле, я по-другому посмотрел на многие привычные вещи, многое узнал. Анатолий Юрьевич – человек неравнодушный.  Особенно его задевает то, что  сегодня кинематограф изображает учителя в весьма неприглядном виде.  – Достаточно вспомнить сериалы «Физрук», «Школа», фильм .  В современном кино учитель почему-то либо бандит, либо пьяница и дебошир. В то же время идет популяризация профессий, скажем, силовой сферы. Фильмы про полицию, армию подчеркивают доблесть, ум и мужество сотрудников этих структур. И это замечательно, но зачем же создавать такой негативный образ учительства? Я даже министра спросил, существует ли какая-то программа по поднятию престижа педагогов,  а он весьма уклончиво ответил, что над разработкой таких мер обязательно подумают. Посмотрим, что из этого выйдет, – говорит учитель.Обеспокоен Анатолий Юрьевич и тем, что современная школа не готовит детей к дальнейшей жизни:  – Ребята решают логарифмы, системы уравнений, но, приходя в ресторан, некоторые не знают, как правильно обращаться со столовыми приборами. Нормы этикета и культуры им ведь не преподают!  Я также категорически убежден, что стране не нужно такое большое  количество специалистов  с высшим образованием. А потом каждый третий из них, получив корочку, не работает по специальности. Возьмем, к примеру, наш город. Его экономике требуются квалифицированные мастера, рабочие, которые умеют что-то делать собственными руками. А таких днем с огнем не сыщешь. …Своим девизом Анатолий Кузнецов выбрал латинское изречение «Обучая, мы учимся сами». Он открыт новым знаниям, ребята могут с ним поговорить не только о новинках литературы, но, к примеру, о военной истории, которой он всерьез увлекается. Со студенческих лет осталась любовь к театру, авторской песне. И конечно, к стихам. Когда есть время и вдохновение, у Кузнецова рождаются все новые и новые строчки. Теперь он посвящает их своей новой любви – маленькой внучке…    Россия начинается с семьи: С родного дома – пристани надежной,Где от невзгод всегда укрыться можно,Где ждут тебя любимые твои.                        Где окружен ты счастьем и теплом,И лаской, и заботой, и вниманьем,Прощеньем, откровеньем, пониманьем  И пристальной сердечности огнем!Так крепкая невидимая связь Соединяет время и пространство -В причудливом великом постоянствеЛюбовь людей  в гармонии слилась!Заботы этажи соединяютЛюдей Законом Веры и Любви!В семье душа России пребывает!Россия начинается  с семьи!Методический материал Анатолия Кузнецова читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/146Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте