search
main
0

Золотые полки. Нечитающие дети – вызов современному педагогу

​Сегодня в нашей стране почти треть жителей не читают книг, что свидетельствует, во-первых, о потере интереса к литературе и, во-вторых, о значительном снижении уровня грамотности населения в целом. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети перестают духовно и интеллектуально развиваться, становятся малограмотными. Кем бы потом ни стали выпускники школ, им жить в обществе людей. Это значит, что им будет необходимо понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Несколько десятилетий назад в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.К сожалению, сегодня очень часто чтению дети предпочитают компьютерную игру, общение в социальных сетях или просмотр фильма. На самом деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд. Чтение – самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит читать, способен анализировать прочитанное, понять позицию автора), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача современной школы. Но заставить детей читать книги невозможно, значит, нужно читать с детьми в школе. Задача учителя сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь ему, при необходимости что-то предложить, заинтересовать. Вооружить ученика основами смыслового чтения, научить его работать с различными текстами. Эти универсальные умения ему очень пригодятся на всех уроках без исключения. Если заглядывать еще дальше, то эти знания и умения в дальнейшем помогут получить высшее образование, овладеть интересной профессией, быть успешным в жизни. Год назад в нашей школе учителя решили, что мы примем вызов современной действительности – нечитающие и не желающие читать дети. И на свет появился метапредметный курс «Читательская академия».Цель метапредметного курса «Читательская академия» – научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить; научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное.Программа предусматривает проведение занятий один раз в неделю или, что более целесообразно, спаренное занятие один раз в две недели.Подготовка и проведение читательской конференции «Homo legens» («Человек читающий»), конечно, не может быть уделом только учителя, ведущего этот метапредметный курс. Читательскую конференцию мы сразу стали позиционировать как общешкольное событие, совместное дело детей и взрослых. Более того, если в среде пятиклассников мы заговорили о читательской конференции в самом начале учебного года, то для остальных учащихся нашей школы информация об этом событии была доведена до сведения примерно за два месяца. Чтобы привлечь внимание к предстоящему мероприятию и пополнить запас «наградного материала» (очень хотелось, чтобы каждый пятиклассник после выступления на конференции ушел с книгой, полученной в подарок), объявили акцию «Подари книгу школе». Пример подали учителя. Ежедневно в течение одной недели до начала уроков на первом этаже школы выстраивались учителя с новенькими книгами в руках – подарки для участников конференции. Сначала школьники любопытствовали, что «сдают» учителя. Потом и сами стали приносить интересные книги, к концу недели уже подтянулись неравнодушные родители, бабушки, дедушки… Именно в этот момент мы поняли, что близких обязательно будем приглашать на конференцию. В этом году мамы и папы были только в числе зрителей, а вот на следующий год они обещали подготовить собственные выступления. Будем с нетерпением ждать.Чтобы привлечь максимальное количество пятиклассников к выступлению на конференции, еще на этапе разработки положения о конференции мы решили не ограничиваться докладами ребят по художественной литературе и постарались сделать разносторонним перечень секций, в которых могли бы выступить пятиклассники.Я смотрела, как покидали школу мои пятиклассники, когда конференция подошла к концу. Радостные, веселые, удовлетворенные… Разве это они выразительно вздыхали, когда я в первых числах сентября поинтересовалась о книгах для летнего чтения? Разве это они еле-еле передвигали ноги, таща тяжелые портфели, и с неохотой занимали места на вводном занятии метапредметного курса? Куда делись мои нечитающие дети? Или это только иллюзия, и, вернувшись домой, они вновь усядутся за компьютеры и забудут, что у нас есть свои «золотые полки» с книгами, которые ждут, когда Homo legens возьмет их в руки и будет читать не отрываясь? Надеюсь, что педагогические усилия нашего коллектива не пропадут. Надеюсь, что слово, книга и живое человеческое общение будут присутствовать в их жизни долгие-долгие годы.Светлана ВИНОГРАДОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1591

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте