Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Золотой канон. Патриарх предложил создать список литературы для чтения и отказаться от слова «тренд»

Учительская газета, №22 от 31 мая 2016. Читать номер
Автор:

Главное событие прошедшей недели, безусловно, 1-й съезд Общества русской словесности, в котором принял участие Президент России Владимир Путин. На съезде собрались учителя русского языка и литературы, преподаватели и студенты гуманитарных и педагогических вузов, ученые, писатели и родители со всей страны. Присутствовали тут и известные политики – спикер Госдумы Сергей Нарышкин, лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский, председатель Комитета по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Среди делегатов в зале были замечены и лауреаты Патриаршей премии Владимир Крупин, Алексей Варламов и Сергей Шаргунов. Напомним, что Общество русской словесности было создано 9 марта, его председателем стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Вариативность не пугалоПленарное заседание, которое прошло 26 мая в Колонном зале Дома союзов, открыл патриарх. Его Святейшество отметил, что ознакомился с ЕГЭ еще в Финляндии 30 лет назад и что полный отказ от ЕГЭ был бы неверным шагом. – В этой хорошей идее есть нечто, на что нужно непременно обратить внимание, чтобы скорректировать ее в лучшую сторону, потому что в сегодняшнем состоянии ЕГЭ вызывает большое нарекание и у родителей, и у детей, и у педагогов. Важно также, чтобы в ЕГЭ, который бы не служил единственной методикой определения знаний, добавили устный компонент, – подчеркнул патриарх. Его Святейшество постоянно импровизировал, отходя от текста своего выступления.- Почему латинское слово «тенденция» заменило у нас английское «тренд», объясните мне, образованные люди, – обратился он к залу. – Для меня это плохой признак. Вот почему я не стал вычеркивать из текста слово «тренд», желая выразить свое мнение по поводу часто совершенно нелогичного, неоправданного использования иностранных, прежде всего английских, слов в нашем современном русском языке.Патриарх особое внимание обратил на подготовку педагогического состава гуманитариев:- Нельзя, чтобы в педагогические вузы поступали по остаточному принципу: не поступил в элитный университет, куда идти? В педагогический! Педагогические вузы должны стать интеллектуальными и культурными центрами нашей страны, а престиж педагогов должен быть сравним с престижем ученых, космонавтов, спортсменов. Вот в таком случае способные люди пойдут в учителя, и именно они сформируют новое поколение, даже если не все будет благополучно с программами и методичками. Потому что талантливый педагог может передавать мощный эмоциональный, духовный, интеллектуальный сигнал поверх бюрократической документации.Его Святейшество предложил также делегатам съезда задуматься о школьных и вузовских программах, в том числе и о вариативности.- Не нужно бояться слова «вариативность», – призвал патриарх. – Некоторые шарахаются от него, как от пугала. Но ведь весь вопрос в том, из чего выбирать.  По мнению патриарха Кирилла, необходимо выбирать между самыми лучшими произведениями автора, а не между разными авторами. Патриарх убежден – необходимо обсуждение и принятие так называемого золотого канона – набора текстов, которые в обязательном порядке следует изучать в средней школе. – Без этого мы просто не будем способны формировать у детей целостное восприятие русской литературы, – считает патриарх. После выступления президента РАО Людмилы Алексеевны Вербицкой патриарх Кирилл заметил, что на съезд подъедет Владимир Владимирович Путин, и поинтересовался у кого-то невидимого в зале: «Когда он подъедет? Я понимаю, что это государственная тайна, но все же…» Зал промолчал. Лица сотрудников Федеральной службы охраны напряглись. Из-за сцены появился человек в черном. Подошел к Его Святейшеству, что-то шепнул на ухо. Патриарх Кирилл улыбнулся: «У нас время еще есть» – и предоставил слово спикеру Госдумы Сергею Нарышкину, а затем и министру образования и науки Дмитрию Ливанову. Дмитрий Викторович рассказал об увеличении часов на изучение русского языка и литературы, о выделении их в отдельную область, а также о том, что устная часть уже есть в ряде экзаменов. Так, в соответствии с базовым учебным планом 2004 года объем часов на изучение русского языка и литературы составлял 2547 часов на всех уровнях образования, а в соответствии с ФГОС – 2658 часов.Надо сказать, независимая оценка качества показала, что результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе в 2015 году выросли в среднем на 4 балла по сравнению с 2014 годом. Так, в прошлом году средний балл по русскому языку составил 65,8, а по русской литературе – 57,4. По данным международного исследования качества чтения и понимания(PIRLS), результаты российских школьников показывают устойчивую положительную динамику: и в 2006, и в 2011 годах российские учащиеся показали самые лучшие результаты среди 35 стран. Глава Минобрнауки  вспомнил, что в советское время преподавания русского языка в старшей школе не было. И тут в зале раздался возмущенный гул. Президент РАО Людмила Вербицкая поправила Ливанова – русский язык в советской школе изучался вплоть до выпускных экзаменов. Дмитрий Викторович стоял на своем: «Я оканчивал школу в 1984 году, и русского языка в старших классах не было». Оказалось, что каждый по-своему прав – патриарх и Людмила Вербицкая, оканчивавшие школу раньше, изучали русский язык вплоть до выпуска, а в 80-е годы, когда получил аттестат зрелости министр, русского языка в 9-м и 10-м классах уже не было. В общем, зал гудел зря… К патриарху Кириллу снова подошел человек в черном. Его Святейшество сообщил залу: «Владимир Владимирович выехал из Кремля. До Колонного зала ехать три минуты. Так что, Дмитрий Викторович… И нам с Людмилой Алексеевной нужно еще полминуты, чтобы встретить президента».Ливанов спокойно закончил свою речь, успев сказать напоследок, что в регионы направлены списки рекомендуемых художественных произведений, в том числе и перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации. …Кстати, в программе пленарного заседания перерыв не значился. Но Его Святейшество после второго часа работы вдруг объявил: «Если мы говорим о ценности человеческой жизни, то должны объявить перерыв. На двадцать минут». Вопрос национальной безопасности страныПоявление президента вызвало бурные аплодисменты зала. – Вопросы русского языка и литературы мы обсуждаем не впервые, и они заслуживают, может быть, и большего внимания. Потому что речь идет о сохранении ни больше ни меньше национальной идентичности. Как преемник Общества любителей российской словесности, созданного в 1811 году, Общество русской словесности призвано объединить профессионалов и экспертов, учителей и родителей, деятелей культуры, стать площадкой для выработки консолидированных подходов по вопросам продвижения русского языка, популяризации отечественной культуры и, конечно, решения проблем филологического образования, – подчеркнул Владимир Владимирович. Примечательно, что Путин вспомнил слова Александра Ивановича Куприна о том, что «русский язык – история народа». Его «изучение и сбережение не праздное занятие от нечего делать, но насущная необходимость».- Это очень глубокое и справедливое утверждение, – отметил президент. По мнению Путина, Общество русской словесности должно стать одним «из ключевых участников реализации государственной культурной политики, основы которой были утверждены в 2014 году».- В этой работе вы можете рассчитывать на самую серьезную поддержку со стороны государства, – пообещал президент. Отметив особую роль Общества русской словесности, Владимир Владимирович порекомендовал при этом обратиться «и к лучшим мировым традициям, к лучшей мировой практике, учесть опыт коллег из Королевского литературного общества Великобритании, Итальянского института культуры и испанского Института Сервантеса, немецкого Института Гете и китайского Института Конфуция».Людмила Вербицкая, президент РАО и президент Российского общества преподавателей литературы, отметила, что существование двух советов по русскому языку – при Правительстве РФ и при Президенте РФ, создание Общества русской словесности было необходимо, для того чтобы наконец-то появилась «дискуссионная арена для обсуждения проблем и принятия компетентных решений». Выступая на съезде, Людмила Алексеевна поддержала ЕГЭ, заявив, что единый госэкзамен позволил абитуриентам со всей страны поступать в ведущие учебные заведения: – В Санкт-Петербургском университете на филологическом факультете сейчас более 60 процентов иногородних, я читаю там лекции и вижу, какие это талантливые и яркие ребята. По словам Вербицкой, нужно вводить уже со следующего года устный компонент в госэкзамен. СПбГУ уже подготовил свои предложения о внесении устной части в экзамен по русскому языку. Назад в СССРПримечательно, что съезд начался с работы секций в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета, их было восемь: «Общество русской словесности – миссия и ответственность перед российским обществом», «Русский язык и литература в школе», «Профессиональные объединения русистов в жизни общества», «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», «Культура и искусство как проводники и хранители русской словесности», «Фундаментальные исследования в области русского языка», «Дополнительное образование: проблемы, достижения. Перспектива развития», «Преподавание русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве». Работа каждой из секций была по-своему интересна и важна. Но самые бурные страсти кипели, как оказалось, на секции, посвященной преподаванию русского языка и литературы в школе. Модератор секции – абсолютный победитель конкурса «Учитель года России -2012», директор гимназии №1520 имени Капцовых Вита Кириченко при подведении итогов отметила, что участники секции предложили отложить одобрение примерной образовательной программы для старшей школы в связи с необходимостью ее доработки. Кроме того, Вита Викторовна обратилась к Министерству образования и науки с просьбой взять под свой контроль целесообразность сбора данных от учителей различными организациями. Всеобщую поддержку получила идея участников этой секции организовать съезд учителей-словесников в 2017 году.Не менее бурное обсуждение проходило и на секции «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», которую модерировал председатель Координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация поддержки семьи и защиты традиций» Алексей Гусев. Как рассказал Алексей Владимирович, ассоциация провела массовый опрос среди родителей, в результате которого выяснилось, что 81 процент опрошенных не устраивает уровень преподавания русского языка и литературы в школе, 72 процента прибегают к дополнительным занятиям, претензии к учебникам высказывают более 80 процентов. По общему мнению родителей, необходима экспертиза учебников на трех уровнях: академическом, педагогическом и общественном.- Чего только не встретишь в списках книг, которые проходят дети младших классов разных школ, вместо того чтобы изучать добрую классическую литературу! Тут и «Убийство на улице Морг» Эдгара По, и анонимный дневник 15-летней наркоманки «Синяя трава», и многочисленные вариации на темы орков и гоблинов. Родители бьют тревогу – нужны срочные меры, – обратился к участникам секции Алексей Гусев.- Положение крайне тревожное, и нас не слышат. Мнение родительской общественности игнорируется в образовательной политике, сейчас нужен механизм связи общественности, педагогов и министерства, – считает Надежда Илюхина, заведующая кафедрой русского языка Самарского университета, доктор филологических наук.Еще одна проблема, которую высказывали на этой секции, – необходимость просвещения родителей. Так, Елена Герасимова, заведующая Пермским краевым центром детского чтения, отметила, что папам и мамам просто не хватает времени для семейного чтения. А ведь именно оно гарант сохранения русского языка, нашей национальной языковой культуры. Кроме того, большая проблема – плохая информированность родителей о современной литературе. Елену Герасимову поддержала профессор кафедры начального школьного образования Северо-Восточного университета Татьяна Баринова. Она отметила, что «родители, выросшие в 90-е годы, зачастую сами плохо воспитаны, кое-как, мало и плохо читают»… Любопытно, что многие родители высказывались за возврат к той школьной программе по русскому языку и литературе, которая была в советское время, отмечая явные преимущества советского образования. О том, какие произведения должны изучаться в школе, спорили и писатели. Так, Юрий Поляков убежден, что подбор книг для изучения в школе – это далеко не второстепенная проблема: – Этот выбор может быть разрушительным для нашего общества, а может стать укрепляющим, воспитывающим новые поколения в лучших традициях нашего народа….В завершение съезда участники пленарного заседания утвердили состав президиума Общества русской словесности. Педагоги, с которыми удалось пообщаться после съезда, посетовали, что мало времени было для живых дискуссий, ведь тема, что называется, затронула всех словесников за живое, но, к сожалению, у многих просто не было возможности высказать свое мнение.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту