search
main
0

Золотое сечение. Его ищут на уроке учитель и ученик

Если вернуться к тем временам, когда наш урок назывался уроком пения, то, наверное, такой исповеди не получилось бы, так как урок пения не был систематизированным и структурированным, не было никакого тематического планирования, не было программы по музыке.

С появлением первой программы по музыке, разработанной Дмитрием Кабалевским, изменилось все в образовательном процессе по предмету «Музыка». Эта программа до сих пор является точкой отсчета для других разработчиков. Некоторые программы по музыке не приживаются из-за своей недоработанности – отсутствия целостности, комплексности. Другие как в зеркальном отражении повторяют программу Д.Б.Кабалевского, чуть-чуть добавив красок в текст. А вот все это вместе взять, осмыслить, переработать и «родить» новый продукт, который будет сохранять старые принципы, но через новое видение XXI века, который будет раскрывать бережное отношение к культурным ценностям прошлого и не разрывать с сегодняшним днем, – это и есть новый подход. Поэт Н.А.Заболоцкий весьма примечательно отметил, чтоДва мира есть у человека:Один, который нас творил,Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил.Получается, что в учителе музыки, как и в любом педагоге, сосуществуют учитель и воспитатель. Еще в древних индийских ведических писаниях указывалось, что знание передавалось от учителя к ученику, который принимал авторитет учителя. Учитель обладает чистым знанием, его ум и сердце чисты. Музыка, говорил А.Ф.Лосев, – это чистое бытие, значит, современный учитель музыки должен помочь обучающимся разобраться и не запутаться в непостоянном, изменчивом и противоречивом мире.Сегодня современное музыкальное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития, саморазвития, самовыражения, самоактуализации, самореализации личности. Образование вообще ставит перед собой задачу воспитать человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Гуманизация педагогического процесса и аксиологический подход требуют обращения к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного развития, саморазвития и самовыражения. Отсюда методологической основой педагогического процесса и, в частности, музыкального искусства являются:- основные положения гуманистической педагогики (В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, В.И.Загвязинский и др.);- теория и методика музыкального образования (Д.Б.Кабалевский, А.В.Заруба, Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.);- принципы системного подхода к естественному эмоциональному развитию личности школьников (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Б.Л.Яворский, Л.В.Школяр); историзма (Б.В.Асафьев, А.Ф. Лосев, О.А.Апраксина, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая);- работы по педагогической антропологии (К.Д.Ушинский, С.В.Кривых);- теория отражения (В.С.Тюхтин, Б.С.Украинцев, А.Г.Чусовитин, С.Л.Рубинштейн, М.С.Шехтер);- теория исторического смыслового генезиса в музыке (Б.В.Асафьев, А.Ф.Лосев, Э.В.Ильенков, М.Н.Щербинин, М.П.Гладков);- труды по проблеме методологии педагогических исследований (Н.В.Бордовская, Ю.Г.Волков, В.И.Загвязинский, Н.И.Загузов, В.И.Журавлев, В.В.Краевский, В.С.Леднев, А.М.Новиков, Д.И.Фельдштейн и др.). Музыкальная педагогика лишний раз подтверждает, что ученики не простой набор индивидов, а сложная субъект-субъектная, субъект-объектная система коммуникативных отношений, то есть система общения ребят между собой, между собой и педагогом. Отсюда и высказывание К.Г.Рожко: «В обучении, воспитании и перевоспитании участвуют все люди, профессионалы и непрофессионалы в этом аспекте бытия общества: через психологическое «заражение», подражание и другие механизмы социальных общностей воспитательное воздействие оказывают старшие на младших и наоборот; микро- и макросреда – на личности, а личности на среду. Воспитывают цивилизованная и нецивилизованная обстановка, СМИ и компьютер, звуковой и видеофон, цвет и геометрические линии форм внешней и «второй» природы…». Именно в             музыкально-педагогическом образовании есть тот тонкий аспект, который необходим и способен вступать в отношения с сущностными силами субъекта, группы, коллектива, общества в целом. Сущность музыкального конгломерата – красота, добро, правда, истина (как категории, существующие в специальных научных дисциплинах).«Положительные стороны освоения музыкального искусства на уроках предполагают широкие и глубокие истинные знания, эффективность и оптимальность умений и навыков. Тогда как антиценности связаны с незнанием, заблуждением, узкими и поверхностными знаниями, зачастую неконцептуальными, обыденными, в том числе с нездравым рассудком, с неэффективными и неоптимальными умениями и навыками», – продолжает размышлять К.Г.Рожко.Каждому ученику необходимо развивать в себе чувство подлинно нового, а не псевдонового, воспитывать ощущение музыкальной формы, отвечающей содержанию сегодняшнего дня, формировать уровень философско-эстетической оценки. Важно научить видеть не только содержание и форму музыкального произведения, но и всю совокупность его внешних и внутренних связей, отношений, взаимодействий. Для того чтобы наше современное общество было совершенным (культурным, гуманным, цивилизованным, интеллигентным, образованным, толерантным), необходимо такое музыкально-педагогическое образование, которое бы опиралось на то лучшее, что было разработано и апробировано десятилетиями. Последнее необходимо перерабатывать, исследовать, обновляя и преломляя через современное мироощущение и миропонимание.XXI век полон новых открытий, инноваций, интерпретаций, импровизаций, прочтений природы человеческого познания и ощущения. В связи с этим наблюдается устойчивый интерес к области научного знания, которое является вершиной теоретического обоснования, толкования и понимания современной музыкальной жизни, и в частности, музыкального образования. В настоящее время, в век открытия новых горизонтов культурных реалий – от традиционного мировидения до виртуального и мультимедийного измерения, – возникает необходимость в нахождении новых смыслов, иных способах толкования, понимания, ощущения отдельных видов искусств. Для каждой эпохи характерен, по Б.В.Асафьеву, свой «интонационный словарь», но каким же должен быть человек XXI века, учитель и ученик XXI века?Благодаря бурному развитию СМИ, а также внедрению новых технологий музыка разных жанров и направлений приобрела небывалые возможности самого широкого распространения, внедрения в быт людей. Формы ее общественного функционирования существенно изменились. Все эти процессы требуют глубокого музыкально-социологического изучения и осмысления. Сегодня музыка приобретает многофункциональность, затрагивая все сферы индивидуальной и общественной жизнедеятельности человека: музыкотерапия (валеологическая музыка), музыкальный дизайн, сонатал-музыка, арт-музыка, то есть современная музыкальная жизнь стала как никогда разнообразной и многообразной. В XXI веке музыка, как и все виды искусства, испытывает на себе влияние постмодернизма. В связи с этим И.П.Ильин дает объяснение «новому видению мира в век постмодернизма с его новыми понятиями: «мир как хаос», «кризис авторитетов…». А Ж.Липовецкий утверждает свою правоту относительно постмодерного индивидуализма, где важно отстоять ценности частной жизни.Научные, музыковедческие и педагогические труды раскрывают взаимообусловленность музыкального искусства со специальными научными дисциплинами, отражающую многие стороны человеческого бытия и бытия в целом. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира» учителем – учеником – учениками. Следовательно, развитие и формирование у детей целостной картины этого мира невозможно без интеграции (метапредметности) как ведущей идеи в реализации содержания музыкального образования. На уроках музыки происходит тот волшебный процесс, который мы называем поиском золотого сечения между учителем, творением, учеником.Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых, это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, а расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, интеграция между теорией и историей музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Во-вторых, это межпредметная интеграция – объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность (инновационность). Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, мотивирует на поиск новых знаний-открытий, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков или же включение в свой урок метапредметности повышает профессиональное мастерство учителя, так как требует от него владения новыми технологиями, методами и приемами учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.Внутренняя многоуровневость и многоаспектность музыки и внешняя интеграция позволяют углубить и расширить деятельность учащихся на уроках музыки: музицирование на разных музыкальных инструментах, создание индивидуальных, групповых и коллективных проектов, презентаций, разработка тестовых заданий, кроссвордов, театрально-сценическое мастерство, пластика и др. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.Репродуктивная деятельность – слепок, копия с деятельности другого человека, либо копия своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Другое дело – продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Высший уровень профессиональной готовности педагога – наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:- потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;- стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;- критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;- рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;- понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.Таким образом, овладевая методологией, учитель начинает мыслить, опираясь на ее принципы, и в этом отношении его мышление становится «принципиальным». Позиция учителя XXI века изменяется: преподаватель становится организатором деятельности учащихся, консультантом. В России в конце 80-х годов начали говорить о педагогической инноватике. Инновационные изменения идут сегодня по таким направлениям, как формирование нового содержания образования; разработка и реализация новых технологий обучения; применение методов, приемов, средств освоения новых программ; создание условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменение в образе деятельности и стиле мышления как преподавателей, так и учащихся, изменение взаимоотношений между ними, создание и развитие творческих инновационных коллективов, школ, вузов.Накопленным багажом знаний я поделилась, выйдя на конкурсную площадку «Учитель года-2012» города Тюмень, и победила! Спустя год мне пришлось оказаться в числе организаторов областного конкурса «Педагог года-2013». Меня узнала одна из журналисток: «Вы Деньгина Марина Васильевна?» «Да, это я, а что, сильно изменилась за год?» – спросила я. «Да нет, просто вы так ярчили на сцене!» – ответила мне журналистка. Затем мы попрощались, пожелав друг другу всего наилучшего. Но что-то обидное засело в моей душе… Ведь я не играла роль учителя, я просто жила в своей профессии и получала от конкурсного процесса столько положительного заряда, светлых эмоций и впечатлений, что этот момент будет всегда жить в моей душе и памяти. Вот этим мне и хотелось поделиться со своими коллегами. Открывая огромный мир знаний, мы отдаем это богатство своим ученикам!​Марина ДЕНЬГИНА, учитель музыки, хормейстер, зав. кафедрой общего и эстетического развития гимназии №16 Тюмени

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте