search
main
0

Золотое правило этики

Проблемы гражданско-правового воспитания по-прежнему в центре внимания «Учительской газеты» и Межрегиональной общественной организации «За гражданское образование». Начиная с этого номера на полосе «Граждановедение» мы будем знакомить вас с авторскими методиками, программами, с нашими проектами и акциями. Одна из них – конкурс «Деревья-патриархи-2007». Мы убеждены, что настоящий гражданин – это горячий, деятельный защитник природы. В ближайшее время планируем объявить конкурс на лучшую методическую разработку уроков по граждановедческим дисциплинам. Приглашаем вас к сотрудничеству и участию в наших акциях и проектах.

В этом году многие выпускники выбрали экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ. Как учитель, работающий в школе 25 лет, я поддерживаю данную форму итоговой проверки знаний. Она позволяет вычленить важнейшие понятия, логические связи различных тем, выстраивает общую картину общества как системы. Последняя часть экзамена дает возможность ученику проявить себя ни много, ни мало – эссеистом. Исчезает угроза субъективности оценки во время экзамена. Учащийся может показать свои знания в комплексе, так как все вопросы в трех частях охватывают все темы и разделы. Даже если встречаются экономические или политологические (или другие) ошибки, то оценивается весь объем усвоенных знаний. Подготовка к такому экзамену логична и проста: мы знаем уровень сложности заданий, очерчены круг обязательных тем, форма проверки знаний. Но было бы несправедливо, если бы моя педагогическая задача ограничивалась только такой рациональной целью – подготовить ученика к успешной сдаче экзамена.

Предмет «обществознание» интересен подростку прежде всего тем, что включает в себя исследовательскую деятельность, дискуссии, деловые игры.

Последний модуль в 11-м классе по вопросу «Культурология» содержит ряд интересных и важных тем: культура, типология культур, роль науки в современном обществе и так далее. Часто нехватка времени заставляет педагога группировать их в блоки. За чертой занятия остаются любопытные проблемы, которые помогают формировать у детей гуманное отношение к миру, толерантность к обществу и человеку.

Один из первых уроков по теме «Культурология» – «Духовная культура».

Этап 1. Мотивация урока.

«Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительнее». Грасиан-и-Моралес

Понятие «культура» отражает прежде всего явления, которые не встречаются в природе: изготовление орудий труда, обычаи и традиции, политика, язык, наука, искусство и так далее. Наша задача – познать культурные ценности, сформировать образ мышления и действий на основе этих ценностей и передать эти ценности следующему поколению.

Каждый ребенок начинает познание мира с народной культуры: сказки, поговорки, загадки. Все дети любят сказки, так как они дают возможность мечтать, пробуждают творческий потенциал человека. Сказка сопровождает нас с детства: добро всегда побеждает зло, любимые герои вознаграждаются за терпение, внимание, трудолюбие.

Случайно это или нет?

Все ли народы передают похожие ценности следующим поколениям?

Этап 2. Работа с понятиями

Этап 3. Изучение проблемы. Класс разделен на 4 группы (используется любая методика)

В детстве любимые сказки вы учили наизусть, выбирали героев, на которых хотелось бы быть похожими, сегодня нам предстоит посмотреть на сказочный мир с другой стороны – научной.

Задача каждой группы, получив текст сказки:

1. Определить народ, который мог создать данную сказку.

2. Найти основные ценности народной сказки, которые передаются из поколения в поколение.

3. Сформулировать найденные ценности и записать их в порядке значимости для современного человека, для конкретной личности – ученика.

4. Назвать те общечеловеческие ценности, которые являются сегодня базовыми и совпадают по значению с народными.

Учитель заранее готовит раздаточный материал, в данном случае тексты можно взять из сборника сказок народов мира. Выбор остается за учителем.

Опыт проведения таких уроков дает возможность современным школьникам оценить народную культуру, увидеть различия менталитета народов мира, который формируется в различных природных, исторических условиях, подчеркнуть общие мировые культурные ценности. Если позволяет время, то любопытно проанализировать современные сказки для детей, герои которых часто превращаются в антигероев, так как их ценности служат разрушению, а не созиданию.

Нина БАУЛИНА, учитель обществознания, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте