search
main
0

Золотое кольцо России. Единый школьный проект

Среди множества проблем, стоящих перед учителями сегодня, одной из наиболее серьезных, на наш взгляд, является проблема организации работы обучающихся с информацией. Трансляция информации больше не актуальна: благодаря широкому распространению информационно-компьютерных технологий наши дети имеют к ней свободный доступ. Однако это не упрощает, но лишь качественно меняет нашу профессиональную миссию. В результате перед педагогом встает новая задача: научить анализировать полученный материал, отбирать действительно ценное и полезное и, наконец, использовать информацию для разрешения практических задач.

О​чевидно также, что в условиях открытости информационного пространства проблема формирования этических ценностей приобретает особое значение. Как защитить детей от вредных влияний, передать им нравственные и культурные богатства, накопленные нашим народом, научить разрешать мировоззренческие проблемы, руководствуясь традиционными культурными нормами?Наша школа имеет богатые традиции патриотического воспитания. Военно-исторический музей, действующий в нашей образовательной организации, неформальные мероприятия, проводимые на его базе, контакты с ветеранами, регулярное участие в общегородских акциях, наиболее яркой из которых является «Бессмертный полк», – все это активно способствует выстраиванию системы ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданского сознания. Однако мы отдаем себе отчет в том, что необходим поиск новых форм и тем работы, воспитывающих у обучающихся любовь к Родине, обогащающих их как духовно, так и интеллектуально.Педагоги школы №463 имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева работают над поставленными вопросами на основе использования проектного метода. Школьный проект – это особая «философия» образования, ориентированная на самостоятельную постановку цели и выбор способов деятельности. Проектная деятельность позволяет обучающимся вести в рамках избранной темы поиск актуального лично для них содержания и, что особенно важно, добиваться конкретных результатов. В ходе работы над проектом синтезируются элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой и коммуникативной деятельности, развиваются креативные способности и практические навыки, повышается интерес к изучаемому материалу, формируются социальные качества. Учитывая все перечисленные преимущества проектного метода, уже 9-й год подряд в школе №463 реализуется технология единого школьного проекта, интересного обучающимся всех возрастных групп.Работа над единым школьным проектом каждый год становится началом, организующим образовательную и воспитательную работу всего учебного заведения, своего рода сверхзадачей. Темы проектов каждый год созвучны основным направлениям и задачам в образовании и в развитии учащихся, приурочены к знаменательным датам в истории нашей страны, города, школы: «Судьба и Родина едины» (200-летие Бородинской битвы), «Сильные духом» (70-летие Победы), «Вода – капля жизни» (Год охраны водной среды), «История школы в истории страны» (50-летие школы). После долгих споров и размышлений была определена тема проекта 2017 года – «Золотое кольцо России». Этот выбор продиктован комплексом причин. 2017 год объявлен Годом экологии в России. А Золотое кольцо – это поистине не только культурная, но и экологическая сокровищница нашей страны. В 2017 году любимый туристами со всего мира туристический маршрут празднует свое 50-летие. Об этом свидетельствует уже и название: Золотое кольцо – выразительный метафорический образ, передающий общенародное представление о богатстве и красоте. Далеко не случайно этот образ, создателем которого является литератор Юрий Бычков, написавший в 1967 году серию одноименных очерков для газеты «Советская Россия», так органично вошел в наш язык.Несколько древних городов, расположенных северо-восточнее Москвы – Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир, действительно образуют символическое кольцо. Кроме того, в последние годы в Золотое кольцо вошли Калуга и некоторые другие города Калужской области. Что же объединяет их? Древняя история, культурные достопримечательности, замечательные традиции народных ремесел, а также уникальные природные комплексы, самобытные пейзажи.Обидно, что многие москвичи, живя в нескольких часах езды от Золотого кольца, зачастую имеют смутное представление об этом регионе: ведь любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь, то, что действительно считаешь своим. Одним словом, мы решили, что работа над проектом станет еще одним направлением процесса патриотического воспитания, обогатит и разнообразит его содержание.Для школьников проект привлекателен во многом благодаря его практической направленности: исчерпывающе полно рассказать об этом замечательном регионе, привлечь новых туристов в города Золотого кольца, способствовать их экономическому и культурному развитию и дальнейшему процветанию. В рамках общешкольного проекта «Золотое кольцо» и младшие, и средние, и старшие школьники осуществляют разработку своих проектов, позволяющих решать образовательные, воспитательные и прагматические задачи на уровне, соответствующем их возрасту, развитию и интересам. Опора на принцип посильности (за которым стоит тщательная методическая выверенность предлагаемых к рассмотрению вопросов), возможность видеть конкретные результаты своих усилий, безусловно, стимулирует школьников участвовать в проекте, но не менее важной является естественная человеческая потребность делиться своими открытиями, информационными и эстетическими находками, которую испытывает большинство подростков. Поэтому ребята охотно приступают к созданию презентаций, роликов, буклетов, содержащих первые плоды их информационной, исследовательской и творческой деятельности.С точки зрения содержания единый школьный проект можно сравнить с вектором, организующим межпредметную работу школьников и учителей, работу ученического самоуправления и развивающим метапредметные связи в образовательном процессе.В ходе его разработки ребята имеют возможность углублять и совершенствовать приобретенные на учебных занятиях знания, умения и навыки: от математических методов статистики (например, при изучении динамики экономического развития городов) до методов проведения экологического мониторинга на берегах рек, озер или в лесах, которыми так богат этот регион, ставший колыбелью нашей цивилизации.Что же касается личностных результатов, достижение которых согласно ФГОС также является неотъемлемой составляющей современного образования (в их число входят самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация), то изучение истории, культуры и экологии России способствует целостному и гармоничному развитию личности. Лидия РУЗИНА, директор школы №463, кандидат педагогических наук;Оксана ДЕНИСОВА, учитель мировой художественной культуры школы №463;Ирина ГУСЕВА, учитель технологии школы №463

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте