Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Золотое будущее Югры. Здесь растят молодежь, любящую свою Родину

Учительская газета, №40 от 30 сентября 2008. Читать номер
Автор:

Образование, как неоднократно заявляли наши государственные лидеры, должно быть направлено на решение задач построения гражданского общества, воспитание гражданина новой России – свободной, самостоятельной личности, способной к осознанному выбору. В современной, быстро меняющейся жизни очень важно прежде всего дать школьникам надежду, веру в то, что социальные проблемы разрешимы, что человек способен определять свои возможности, решать назревшие конфликты цивилизованным путем.

С 2001 года автономный округ участвует в реализации конкурсной программы молодежной общественной организации детей и молодежи «», цель которой – создание комплексной системы воспитания и социализации юношества. За последнее время количество участников движения увеличилось в два раза и достигло 20 тысяч человек. Открыты клубы менеджеров в Ханты-Мансийске, Сургуте, Пыть-Яхе, Нефтеюганске.

Новая цивилизация

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи – одно из основных направлений деятельности Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа, где развивается государственно-общественное управление. В работах регионального, муниципальных и школьных управляющих советов самое активное участие принимают старшеклассники и студенты.

С 2001 года автономный округ участвует в реализации конкурсной программы молодежной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация», цель которой – создание комплексной системы воспитания и социализации юношества. За последнее время количество участников движения увеличилось в два раза и достигло 20 тысяч человек. Открыты клубы менеджеров в Ханты-Мансийске, Сургуте, Пыть-Яхе, Нефтеюганске.

В Югре успешно реализуется всемирно известный проект «Гражданин», направленный на то, чтобы молодые люди искали полезное обществу дело, определяли проблемы и находили пути их решения. Поиск проблемы начинается на учебных занятиях, а вне школы – практические шаги. Прежде всего это акция «Я – гражданин России» (состязания среди школьников) и конкурс «Золотое будущее Югры» (студенческое самоуправление и социальные проекты). В школах округа идет активное распространение ролевой игры «Демократическая республика», что способствует развитию внутришкольного самоуправления, воспитанию активной гражданской позиции и лидерских качеств.

В образовательных учреждениях региона введены такие учебные курсы, как «История Отечества», «Человек и общество», «Право и политика», «Введение в обществознание (граждановедение)». Открываются кадетские классы, формируются поисковые отряды. Сегодня в Югре действуют более 70 кадетских классов, где обучаются примерно 3200 детей. В Сургуте планируется создание кадетского корпуса. На территории округа работают 27 военно-патриотических клубов, более 10 поисковых отрядов, 3 военно-спортивных лагеря. Ежегодно проводятся муниципальные и окружные соревнования «Школа безопасности», общее число их участников в 2007 году составило более 6 тысяч подростков.

«Лангепас и Я» – это большая семья

Еще лет 10-15 назад на разрушенном пространстве бывшего Советского Союза пренебрежительно отзывались о комсомольской и пионерской организациях. Да, пионерия и комсомол умерли, ушли с политической арены новой России. Но сегодня совершенно очевидно, что без активности во многих жизненных сферах молодежи не может быть создано современное демократическое общество и сильное государство. Вот и возрождаются в регионах детские и молодежные общественные организации. Ширится их движение, крепнет сила.

В Лангепасе я познакомился с одним из детских общественных движений, точнее, с его руководителем. С первых минут общения становится ясно, что Анна Берман – человек энергичный и творческий. Именно таким и должен быть руководитель городского детского общественного движения «МЫ – Лангепас и Я». Что же оно из себя представляет и каковы его цели?

– Наше движение родилось 19 мая 2006 года. Несколько десятков мальчишек и девчонок вышли на центральную площадь города в яркой форме, с воздушными шарами и флагами, – рассказывает Анна Берман. – Сегодня в наших рядах – сотни школьников. Может быть, мы покажемся наивными, но наша цель проста – сделать мир вокруг немного лучше, а людей – добрее. Мы не просто митингуем и устраиваем всевозможные концерты, но и участвуем в реальных делах. Например, акция «Рука помощи» – это шефство над ветеранами города, детским садом №4 «Золотой петушок». У нас действует подростковый отряд вожатых. В июне этого года в детском парке «Бегемот» мы провели военно-спортивную игру для воспитанников детских садов «Зарничка». Устраиваем игровые программы для ребят из реабилитационного центра «Анастасия», участвуем в окружной экологической акции «Спасти и сохранить». В детском движении активно пропагандируется здоровый образ жизни. Акция «Здоровому – все здорово!» хорошо известна не только в Лангепасе, но и во многих территориях автономного округа.

Патриоты нефтяного края

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Это высказывание великого русского педагога Ушинского помогло определиться с инновационными проектами руководству и учителям школы №4 города Лангепаса.

В 2003 году на базе школы благодаря поддержке военного комиссариата и центра дополнительного образования «Патриот» был создан первый кадетский класс. Школьный компонент позволяет кадетам самостоятельно выбрать элективные курсы для более прочного усвоения дисциплин, необходимых для получения будущей профессии. Так, например, ребята 10-го кадетского класса в 2007-2008 учебном году изучали самосовершенствование личности, основы делового общения, латинский язык, основы журналистики, решали нестандартные задачи. Исследовательская проектная деятельность направлена на изучение истории судеб жителей Лангепаса, принимавших участие в Великой Отечественной войне, боевых действиях в Афганистане, Чечне и других вооруженных локальных конфликтах. Собранный материал используется в оформлении школьного музея, при проведении тематических часов, посвященных Дням воинской славы России.

По словам директора школы №4 Вячеслава Ломова, проект «Кадетский класс» послужил основой для формирования предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников. Так, для учеников 9-х классов проводится элективный курс «Офицер – профессия героическая». Обязательным для всех кадетов является прохождение огневой, строевой подготовки, основ медицины и туризма. Подавляющее большинство учеников кадетского класса занимаются в различных спортивных секциях. Без кадетов 4-й школы не обходится практически ни одно городское мероприятие – они несут Вахту памяти у воинских мемориалов, участвуют в торжествах, оказывают помощь ветеранам.

О высоком качестве образования, спортивной подготовки и духовно-нравственного воспитания говорят цифры. Так, из 59 выпускников кадетских классов 6 человек – курсанты высших учебных заведений Министерства обороны РФ, один учится в казачьем колледже, 16 проходят срочную службу в рядах Вооруженных сил. Бывшие кадеты также учатся в Тюменском юридическом институте, медицинской академии, институте гражданской авиации.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту