На наш взгляд, выпускнику школы ЕГЭ даст возможность более качественно подготовиться к поступлению в вуз. Во-первых, у него появится дополнительное время (около месяца), которое сегодня затрачивается на подготовку к школьным экзаменам. Во-вторых, он будет готовиться к поступлению, не отвлекаясь на зубрежку и написание шпаргалок, на обязательные, установленные свыше, но неактуальные для вступительных испытаний учебные предметы.
Опрос абитуриентов о способе подготовки для поступления в КубГУ показал, что в 1996 году 57% абитуриентов для подготовки к поступлению в вуз достаточно было знаний, полученных в школе. В 1998 году этот процент равен 46, а в 2000 году – 40%. Остальные вынуждены были готовиться с чьей-то помощью, подавляющее большинство (81,1%) из них за деньги.
Единый государственный экзамен нужен и учителю, чтобы сравнить собственную шкалу оценок с едиными общероссийскими требованиями. Кроме того, учителю, на наш взгляд, нужна замена унижающей его системы итоговой аттестации в школе. То, что учителя вынужденно завышают оценки выпускникам, подтверждают результаты вступительных испытаний абитуриентов, подавших заявления для поступления на один из ведущих факультетов Кубанского государственного университета – факультет управления – в 2000 году (405 заявлений на 100 мест). Средние оценки, которые выставлены абитуриентам аттестационными комиссиями школ по учебным предметам вступительных экзаменов, колеблются от 4,34 до 4,69, однако средние оценки, полученные на вступительных испытаниях, – от 3,13 до 3,54 балла.
А теперь о медалях. Проанализируем тенденцию изменения числа медалистов. В 1990 году школьную медаль получили 1863 (5,2%) выпускника школ Краснодарского края, в 1995 г. – 2397 (7,1%), в 2000 году – 4406 (8,8%). Число бюджетных мест в вузах края на дневном отделении около 8 тысяч. Исходя из этого, можно предположить, что не пройдет и десяти лет, как все желающие поступать после школы в вуз будут с медалями.
Приведем еще несколько цифр. В 2000 году на факультет управления КубГУ для участия во вступительных испытаниях подали заявления 124 абитуриента, которые награждены золотой или серебряной медалью за особые успехи в изучении основ наук в общеобразовательном учреждении. Из них 18,5% получили отличную оценку на первом (профильном) экзамене, а 17,7% не выдержали его. Всего по результатам всех вступительных испытаний выдержали конкурс 41,9% медалистов. Комментарии о цене школьной медали излишни.
Зачем нужен Единый государственный экзамен вузу? Для улучшения системы отбора выпускников. Из двух критериев – “уровень профессиональной ориентации абитуриента” и “уровень предметной обученности абитуриента”, хотя и предпочтительнее первый, вузы вынуждены выбирать второй. Для отдельных специальностей (геофизика, государственное и муниципальное управление, психология, социальная работа, управление персоналом, юриспруденция и др.) отсутствуют учебные предметы, обязательные для изучения в школе, которые можно было бы внести в перечень вступительных испытаний в качестве профилирующего предмета.
Представим один из возможных вариантов модели ЕГЭ.
На первом этапе итоговую аттестацию в школе можно было бы осуществлять по результатам текущей успеваемости и итоговых контрольных работ, проводимых по каждому учебному предмету в мае. В конце мая выпускник школы, получивший положительные оценки по установленному педсоветом числу учебных предметов, получает документ о среднем образовании. В июне выпускники школ, желающие поступить в вуз, сдают ЕГЭ. Его сдают и те отличники, которые претендуют на получение медали. Основная форма экзамена – закрытый тест. По результатам тестирования выдаются именные сертификаты. Сертификаты обязательны для приема в любой вуз. В начале июля вузы принимают заявления, документы о среднем образовании и сертификаты по установленным для каждой специальности учебным предметам. В соответствии с числом бюджетных мест проводятся конкурс и зачисление для обучения на бюджетной и договорной основе.
Алла СМИРНОВА,
проректор по учебной работе КубГУ;
Ольга АГРОВА,
директор филиала Центра тестирования Министерства образования РФ при КубГУ;
Сергей НЕКРАСОВ,
заместитель декана факультета управления КубГУ
Краснодар
Комментарии