Повышение качества образования (наряду с обеспечением его доступности и эффективного использования ресурсов) является важнейшей задачей государственной образовательной политики. Реализация этой задачи требует не только модернизации педагогической деятельности, но и изменения управления процессами образовательной деятельности.
В основе системы качества образования в школе №2036 лежит компетентностный подход, позволяющий сформировать совокупность требований к качеству, адекватных современным тенденциям. Качество результатов деятельности образовательной организации должно обеспечиваться через управление качеством его основных рабочих процессов. Мерой качества обычно является степень гарантии того, что оказанная образовательная услуга будет в точности соответствовать требованиям потребителя. Эффективность работы любой организации в значительной степени определяется эффективностью управления, его соответствием внутренним и внешним условиям деятельности организации. Изменение этих условий не может не вызывать и изменения способов управления. В последние десятилетия традиционный функциональный подход к управлению начал вытесняться процессно-ориентированным подходом, когда основное внимание руководства организации концентрируется не на отдельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные результаты деятельности организации. Для реализации процессного подхода необходимо представить всю деятельность как совокупность процессов, на входе которых присутствуют требования и ожидания потребителей, как внешних, так и внутренних, а выходы процессов оцениваются по степени удовлетворения этих требований и ожиданий. При этом процессный подход фокусирует внимание на процессе, а не на конечном продукте, то есть оказывается влияние на сам процесс, а не на результат. Сочетание функционального и процессного подходов к управлению организацией, как правило, является «золотой серединой». Функциональная структура учреждения определяет, что делать, а процессная – как делать.Контроль качества процесса включает непрерывный анализ и оценивание соответствия фактических значений измеряемых параметров процесса, а также оценивание результативности и эффективности процесса. Главное требование к системе контроля – предупреждение несоответствий, а не контроль конечного результата процесса. Полученный в результате контроля статистический материал может дать достаточную информацию о том, насколько процесс хорошо работает и как его можно улучшить, а значит, управлять его качеством.Для эффективной работы системы оценки качества образования в нашей образовательной организации были определены такие процессы, как: стратегическое планирование, управление ресурсами, управление персоналом, учебная деятельность, воспитательная работа, реализация образовательной программы, оценка качества образования, информационное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, реализация программ дополнительного образования, реализации ФГОС и другие.Следующим этапом стала разработка показателей результативности того или иного процесса по определенному алгоритму: цель процесса – диагностический инструментарий – критерии результативности – дополнительные условия для реализации целей – компетентность кадров – оборудование процесса – методы и правила процесса.Затем мы определили для себя основные и вспомогательные процессы в деятельности нашей школы, их последовательность и взаимодействие, критерии их результативности, ресурсное обеспечение, мониторинг, измерение, анализ и постоянное улучшение процессов. В основные процессы были определены: разработка основных образовательных программ, реализация ФГОС и учебных программ, воспитательная деятельность, внеурочная деятельность, реализация программ дополнительного образования, оценка образовательных результатов, профильное обучение. К вспомогательным процессам мы отнесли: материально-техническое, информационно-методическое и финансово-экономическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, административное и нормативно-правовое обеспечение, социальное партнерство.При помощи внедрения процессного управления организация стремилась реализовать цель – повышение качества образования в конкретной организации. Был выделен процесс образовательной деятельности, где на входе – требования к результату, которые задаются стандартами, а на выходе – реальный результат образовательной деятельности. В рамках заданных границ были определены показатели, характеризующие процесс.В процессе работы были выделены этапы, необходимые для реализации процессного подхода:1. Цель процесса – повышение качества образования.2. Руководитель процесса – заместитель директора по управлению качеством образования.3. Границы процесса – начало и конец учебного года.4. Вход процесса – требования к качеству результата образовательной деятельности, определенные ФГОС.5. Выход процесса – реальный результат образовательной деятельности.6. Ресурсы, методы, средства – кадры, образовательные технологии, учебно-методическое, материально-техническое, программно-методическое обеспечение.7. Критерии результативности процесса – были выделены критерии качества исходя из тех позиций, которые влияют на процесс и от чего зависит его результативность в школе №2036: профессионализм педагогических кадров, здоровьесберегающий фактор, фактор содержания образования, фактор информационно-методического обеспечения, фактор совершенствования процедур контроля и оценки результатов образовательной деятельности.8. Мониторинг, анализ процесса – принятие мер, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процесса. Организация процесса обратной связи, которая замыкает систему и обеспечивает управление.9. Принятие управленческих решений.Главным и наиболее сложным моментом было определение критериев и выделение показателей по каждому критерию, которые необходимы для оценки. Данные критерии и показатели характерны для оценки процесса образовательной деятельности школы №2036 с учетом специфики данной образовательной организации. Таким образом, за счет выделения показателей качества процесса, их исследования и анализа были определены сильные и слабые позиции процесса образовательной деятельности, работая с которыми можно планировать процесс улучшения качества образовательных результатов. Возможность воздействия на сам процесс, а не на результат позволяет руководителю корректировать свои действия, принимать управленческие решения в ходе самого процесса, а не дожидаться результатов, когда повлиять на что-либо порой бывает уже поздно.По результатам SWOT-анализа были определены сильные и слабые позиции нашей школы в процессе образовательной деятельности, спроектированы корректирующие действия для достижения запланированных результатов и оптимизации процесса образовательной деятельности.В настоящее время образовательным организациям приходится работать в условиях постоянного изменения внешней среды: усиливается конкуренция, возрастают требования потребителей. Качество образовательной деятельности школы определяет конкурентоспособность образовательных услуг. Обеспечение конкурентоспособности любой образовательной организации в современных условиях невозможно без постоянного совершенствования ее деятельности, направленной на повышение качества образовательных результатов.Олеся УРОСАЕВА, заместитель директора школы №2036
Комментарии