Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Золоченый медведь. Каждый день на Берлинале кино смотрели 40 тысяч человек

Учительская газета, №8 от 1 марта 2005. Читать номер
Автор:

Катрин Денёв с Киану Ривз на красной дорожке «звезд» и тот факт, что Россия на немецком кинофоруме на этот раз почти ничего не получила, – вот, пожалуй, и все, что осталось в памяти от недавно прошедшего 55-го Берлинского международного кинофестиваля. Это и немудрено: СМИ обычно преподносят нам глянцевую картинку из мира знаменитостей и громких голливудских премьер. Между тем Берлинале – огромное событие в жизни обычных немцев. Один только факт: ежегодно его посещают 400 тысяч человек! Более того, немецкие учителя водят на сеансы целые классы. Наш собкор в Берлине попыталась выяснить, что же привлекает простого зрителя на этот смотр высокого искусства и чему российские киноорганизаторы могут поучиться у немецких коллег.

Фильмы со всего света

От масштабов Берлинале у меня, честно говоря, захватило дух. Получив заветную аккредитацию для прессы, я оказалась в 4-тысячной армии журналистов со всего света. Но прежде всего кинофестиваль рассчитан на публику. Считайте сами: фестиваль длится 10 дней, значит, каждый день кино смотрели 40 тысяч человек. Всего же с 10 по 20 февраля в 13 крупнейших кинотеатрах Берлина состоялось более тысячи сеансов фестивальных фильмов, и билеты на них (а стоят они от 2 до 11 евро, то есть от 70 до 380 рублей) в основном были раскуплены заранее.

Раньше я наивно полагала, что атмосфера фестиваля формируется за счет того, что на каждом шагу встречаешь десятки кинозвезд, а все улицы перегорожены их ликующими поклонниками. Но в этот раз на Берлинале все было иначе. Новый директор фестиваля Дитер Косслик настаивает на приоритете содержательной стороны фестиваля: «Конечно, велик соблазн показать много знаменитостей. Этого требуют не только продюсеры и СМИ, но и спонсоры. Но мы – кинофестиваль и должны быть осторожны. Ведь если на половине фильмов будут выступать только мегазвезды, то остальная часть программы задохнется». Лично я за эти дни видела только одну кинозвезду первой величины – это Катрин Денёв, и то не на улице, а на пресс-конференции после показа фильма «Изменение времени» с ее участием.

В этом году на Берлинале были одинаково представлены лучшие фильмы со всего света – из 52 стран, в том числе из Африки и Латинской Америки, и при этом не было голливудского парада. Вообще благодаря новому руководству фестиваля сейчас заметно меняется лицо фестиваля – теперь это международное кино, ставящее общечеловеческие проблемы.

Мне показалось, что жюри Берлинале, возглавляемое режиссером Роландом Эммерихом (создателем картины «День независимости»), было вполне объективно и фильмы-победители выбирались как раз по принципу человечности. Оценка жюри в основном совпала и со зрительской реакцией, в том числе моей.

Взять хотя бы основных призеров Берлинале. «Кармен из Кайелича» Марка Дорнфорда-Мея, получившая «Золотого медведя», – фильм не только экзотичный, красивый и музыкальный, но и жизнеутверждающий. Это необычная экранизация знаменитой оперы Бизе, действие которой разворачивается в наши дни в маленьком городке Кайелич в ЮАР. Вечные страсти не просто в современной интерпретации, но и максимально приближенные к жизни простого человека. А немецкий фильм «Софи Шолль – последние дни», получивший двух «Серебряных медведей», просто не мог не затронуть немцев (равно как и россиян) за живую еще память. Он рассказывает об участнице подпольной антифашистской группы «Белая роза», арестованной гестапо вместе со своим братом и казненной на гильотине.

«Ночной дозор» затмил «Солнце»

За неделю я смогла посмотреть 25 картин, забросив все остальные дела и пропадая на Берлинале с утра до позднего вечера. Если учесть, что на фестивале в этом году показывали 350 фильмов, то мне не удалось увидеть даже одной десятой части из представленного. Поэтому, говоря о Берлинале, обычно делают акцент только на основной конкурс – официальную программу Wettbewerb, куда специальная отборочная комиссия еще до начала фестиваля по своим критериям отбирает около 20 художественных фильмов, которые ведут борьбу за главные призы – одного «Золотого медведя» и шесть «Серебряных».

При этом редко кто вспоминает, что параллельно с главным конкурсом основная масса фильмов участвует еще в 12 других. Приятным сюрпризом на Берлинале стали для меня специальные конкурсы детских фильмов – «Детский кинофестиваль», проводящийся уже в 28 -й (!) раз, и подростковое кино «14 плюс». На Московском международном кинофестивале, к слову, нет ничего подобного.

Таким образом, устроители крупнейшего кинофестиваля класса «А» позаботились не только о кинокритиках и обывателях дееспособного возраста (Берлинский форум, как вы поняли, рассчитан не столько на «чокнутых» киноманов, а именно на обыкновенных зрителей), но и о поколении Next. Немцы воспользовались экраном как средством вполне эффективного воспитания и привлекли молодых к разговору, причем двустороннему. Мало того, что ребята приходили вместе с педагогами целыми классами, они еще и участвовали в специальных пресс-конференциях после просмотра фильмов, где задавали их создателям самые разные вопросы! Этот уникальный опыт Берлинале вполне можно перенять и российской стороне. Устроители не только детских кинофестивалей, но и «взрослых», солидных смотров должны подумать о том, как экран влияет на детей, и попытаться организовать диалог с молодыми людьми. Именно такой подход свидетельствует о внимании государства к его подрастающим гражданам и, наверное, о степени «взрослости» общества.

Не знаю, случайно или нет, но два фильма, которые получили «Серебрянных медведей» Берлинале, оказались так или иначе связаны с темами детства, равно понятными всем зрителям. Так, китайская картина «Павлин», заработавшая Большой приз жюри, рассказывает о семье, в которой подрастают два сына и дочь, и о связанных с их воспитанием проблемах. А американский «Сосунок» (награда за лучшую мужскую роль в этом фильме получил американец Лу Тейлор Пуцци) показал, как взрослеет герой картины, страдающий неустранимой детской привычкой постоянно сосать свой большой палец…

Если говорить о наших фильмах, то именно в детских программах Берлинале они смотрелись наиболее выигрышно. С большим удовольствием вместе с немецкими малышами я посмотрела российский мультик «Про мышонка». Старшие дети очень тепло приняли картину «Итальянец» Андрея Кравчука, которая получила сразу две награды Берлинале, в том числе одну из главных наград конкурса детских фильмов – Большой приз. Кроме того, ленту отметило детское жюри, в которое входили 11 немецких мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 14 лет. В общем, и юным, и взрослым немцам оказался близким рассказ о шестилетнем воспитаннике российского детского дома, который отказывается от усыновления его итальянской семьей и отчаянно ищет родную маму. «Итальянец» вообще попал в русло мирового детского кино, в котором сейчас тема детских домов как никогда популярна.

Достойно выглядел и дебют москвички Анны Меликьян – фильм «Марс», где в сюрреалистической форме очень метко и ярко, с добрым юмором показана наша российская действительность. Фильм шел в программе «Панорама», в которой после каждого сеанса прямо в зале проводилась встреча режиссера и артистов с публикой. По реакции и вопросам из зала после «Марса» было понятно, что немцам лента очень понравилась.

Что же касается двух самых громких наших фильмов на Берлинале – «Солнца» и «Ночного дозора», то они были приняты немецкими зрителями не совсем так, как это ожидалось российскими кинокритиками. Так, лента «Солнце» Александра Сокурова, претендовавшая на главный приз фестиваля, была понятна, пожалуй, только японцам, приехавшим в Берлин. Что неудивительно: картина о японском императоре Хирохито показывалась на языке Страны восходящего солнца с английскими субтитрами (!). Поэтому о глубине поднятых лентой проблем в этом случае судить было сложно. Да и в целом фильм, к сожалению, показался немецкой публике скучным и затянутым (при этом я не претендую на его киноведческую оценку). А раздутый в России вокруг ленты Сокурова ажиотаж, видимо, был связан с тем, что за последние 5 лет картина российского режиссера попала на конкурсный показ Берлинале впервые.

А вот «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, как ни странно, вызвал на фестивале большой интерес. Лента шла вне конкурса в специальном показе, однако билеты на нее разошлись задолго до просмотра, и попасть на фильм было крайне трудно.

… Вообще-то я не большая любительница кинематографа. В последние годы кино смотрю редко, потому что вижу на экране, как правило, убийства, преступления и секс. Берлинале вернул мне вкус к настоящему кино, которое, оставаясь высоким искусством, говорит о свойственных всем нам проблемах и ситуациях на понятном каждому языке.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту