Одна из основных задач образовательного учреждения – создание условий для обеспечения качественной учебно-воспитательной работы. Ее решение напрямую связано с созданием внутришкольной системы управления образовательным процессом.
Образовательный процесс в школе осуществляется не одним человеком, а значительной группой людей, в которую входят преподаватели, учащиеся, администрация школы, родители учащихся. Единство и согласованность их действий – залог общего успеха.Что же нужно знать, чтобы грамотно управлять образовательным процессом? Прежде всего необходимо выделить уровни образовательного процесса и выявить особенности управления на каждом из них.Для своей школы мы определили такие уровни образовательного процесса: 1-й – представление образовательного процесса как системы; 2-й – формирование образовательной программы школы с учетом уровня учебного плана и программ в системе дополнительного образования; 3-й – создание плана внутришкольного контроля на год; 4-й – мониторинг состояния учебно-воспитательной работы.В аналогичном порядке выстроена и структура управляющей системы образовательного учреждения, которая также подразделяется на четыре уровня: 1-й – директор школы и большой педагогический совет, которые представляют уровень стратегического управления, определяют стратегию развития образовательного учреждения; 2-й – уровень методического совета, малых педагогических советов, аттестационной комиссии, заместителей директора школы (уровень тактического управления); 3-й – уровень школьных методических объединений, творческих групп учителей, педагогических консилиумов (уровень оперативного управления); 4-й – уровень ученического самоуправления.Уместно заметить, что с 1 сентября 2006 года наша школа стала работать в режиме полного дня. Эта результативная инициатива педагогического совета и директора школы была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, к этому времени был уже накоплен большой опыт работы по созданию системы непрерывного экономического образования школьников: на первой ступени – «Экономическая игротека»; на второй ступени – уроки экономики и кружковая работа; на третьей ступени – уроки экономики и спецкурсы по экономике, ориентированные на программу соответствующего вуза.Во-вторых, наша школа с 1994 года успешно сотрудничает с МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского. В-третьих, в 2003 году мы получили статус школы с лицейскими классами. В-четвертых, в школе успешно идет экспериментальная работа.Решая задачу по объединению учебной и внеурочной деятельности детей, а также по созданию образовательного пространства, способствующего самовыражению каждого ребенка, мы пришли к модели школы, работающей в режиме полного дня.При этом учебный план дополнительного образования стал логическим продолжением первой половины дня и включает в себя подготовку к итоговой аттестации, решение задач предпрофильного обучения, интеграцию основного и дополнительного образования. Примером может быть работа кружка «Москвоходы». «Москва не город, а целый мир» – гласит старинная поговорка, поэтому программа кружка не просто знакомит детей с историей Москвы, а позволяет «собственными ногами и глазами» узнать свой город.Учителя-предметники в свою очередь используют возможности кружковых занятий для формирования мотивации ребенка к своему предмету. Например, на уроках литературы в 6-м классе при изучении творчества Лескова дети выступают с творческими работами по теме «Почему улица носит имя… (Лескова, Пришвина, Корнейчука)?».При изучении произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель» учитель опирается в том числе и на те знания, которые дети получили во время экскурсии по пушкинским местам в Москве, Санкт-Петербурге, Михайловском.Развитие системы дополнительного образования детей в образовательном учреждении зависит от успешности решения организационных, кадровых, программно-методических, психологических задач. При этом особенно важно учесть потребности детей и их родителей, профиль школы, школьные традиции, кадровый потенциал и материально-технические возможности.В этой связи уместно заметить, что обычно в класс-группах работают освобожденные воспитатели. В нашей школе вошло в практику назначение на должность воспитателя ШПД классных руководителей и учителей-предметников. На мой взгляд, это один из путей обеспечения результативности в обучении.К слову, в нашей школе учатся победители и призеры олимпиад, интеллектуального марафона, участники городских конкурсов проектных и исследовательских работ, победители музыкальных конкурсов.Одним из приоритетных направлений стала спортивно-оздоровительная работа, способствующая физическому совершенствованию ребенка, приобщающая его к здоровому образу жизни. Ежегодно школьные команды успешно участвуют в межшкольных, окружных и городских соревнованиях.Таким образом, организация работы образовательного учреждения в режиме полного дня выполняет социальный заказ и оправдывает ожидания жителей социума. Режим полного дня интегрирует учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, формирует образовательное пространство учреждения, соединяет в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.Галина ФИЛАТОВА, заместитель директора школы №961
Комментарии