Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Образовательные технологии

Знания здесь и сейчас

Технология CLIL как способ создания языковой среды в рамках общеобразовательного учреждения
Учительская газета, №08 от 19 февраля 2019. Читать номер
Автор:

Иностранные языки сегодня – это инструмент на пути социализации современного человека в межкультурном пространстве, совершенствовании его профессиональных возможностей. Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева уже несколько раз анонсировала планы ввести в список обязательных экзаменов для выпускников школ экзамен по английскому языку. Безусловно, это требование времени, которое диктует нам необходимость в расширении и углублении знаний. Кроме того, с гордостью хочу признать, что изучение английского языка – это потребность современных школьников. Задача педагогов – подбирать наиболее эффективные методы и технологии обучения и поддерживать высокий уровень мотивации. Общеизвестно, что наиболее успешное овладение иностранным языком происходит при погружении в языковую среду, когда ученик получает не только колоссальную языковую практику, но и постигает особенности культуры. Современные образовательные технологии позволяют осуществлять такое погружение в рамках общеобразовательной школы. Большую популярность сегодня получил метод CLIL.

В первую очередь стоит расшифровать иноязычную аббревиатуру. CLIL – content and language integrated learning (предметнo-языковое интегрированное обучение). Термин был введен Дэвидом Маршем и Анной Мальерс (Университет Ювяскюля, Финляндия) в 1994 году. Тогда данный метод был представлен как преподавание различных предметов на английском языке. Данный подход включает в себя возможность использовать свои языковые знания здесь и сейчас, а не ждать подходящего момента в будущем. Таким образом, реализуется сразу две цели – изучение предмета посредством иностранного языка и иностранного языка через преподаваемый предмет.
Принято считать, что в рамках технологии CLIL урок строится на «4 С»:
content (содержание) – развитие межпредметных связей, которые позволяют овладеть знаниями, умениями и навыками по определенной теме. Например, если мы проводим урок истории по технологии CLIL, то одновременно отрабатываем и практикуем свои знания прошедшего времени в английском языке;
communication (общение) – использование иностранного языка при обучении для получения знаний по предмету. В данном случае язык является не объектом изучения, а средством коммуникации. Стимулируется речемыслительная деятельность, актуализируется речевой опыт, происходит то самое погружение в языковую среду. Отчасти происходит мозговой штурм: обучающиеся применяют свои знания на практике и демонстрируют свой максимум. Они попадают в такие условия, в которых невозможно быть безучастным, выключенным из процесса;
cognition (познание) – развитие мыслительной деятельности. Именно мышление является главной составляющей на пути овладения иностранным языком, так обучающиеся наиболее полно познают живое явление, всю его суть и глубину, реализуют личностные ориентиры;
culture (культура) – неотъемлемая часть изучения иностранного языка. Я убеждена в том, что владеть языком какого-либо народа – это не просто обладать богатым лексическим запасом, грамматическим строем языка, это в первую очередь познавать его культурные тонкости. У обучающихся появляется возможность культурного самоопределения, формируется позитивное отношение к другим культурам, расширяется кругозор.
Главным преимуществом технологии CLIL является естественность применения иностранного языка. Предполагается, что таким образом мы побуждаем обучающихся к анализу и оценке получаемой информации с использованием критического мышления. Из недостатков стоит отметить то, что внедрить CLIL в рамках общеобразовательной школы непросто. Вряд ли удастся преобразовать учебный процесс так, чтобы изучать все предметы на английском языке, да и не стоит этого делать. Нужно помнить о качестве знаний по другим предметам, а оно будет, безусловно, выше при преподавании на родном языке. Именно поэтому технология CLIL помимо изучения всех предметов на иностранном языке подразумевает метапредметность в рамках уроков английского языка. Из собственного опыта хочу отметить, что такое применение данной технологии помогает добиться высоких образовательных результатов по всем предметам в целом. Иностранный язык, как правило, изучается на основе многогранного материала, направленного не только на формирование языковых навыков, но и на расширение кругозора и обмен опытом в разных сферах жизни и областях науки. Зачастую мои уроки включают в себя фрагменты таких дисциплин, как история, окружающий мир, литература, биология, обществознание, искусство, география, математика, физкультура и др. Обучающиеся получают новую информацию или закрепляют уже изученный материал через англоязычные тексты, аудио- или видеоматериал, в ходе обсуждения той или иной проблемы на иностранном языке. Таким образом, язык интегрирован в программу обучения.
Важно соблюдать несколько условий. Во-первых, материал должен быть подобран не только исходя из тех тем, которые изучаются по другим предметам, но и для обучения языку с использованием всех видов речевой деятельности. Во-вторых, задания должны соответствовать уровню знаний обучающихся, не вызывать затруднений для понимания и обсуждения материала. Также необходимо акцентировать внимание как на содержании, так и на новых лексических единицах и грамматических конструкциях в равной степени. Наконец, нельзя забывать о самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности учеников.
Если соблюдать все вышеперечисленные условия, то технология CLIL легко поможет решить целый ряд задач:
развитие коммуникативной компетенции с помощью использования английского языка в естественных ситуациях;
возникновение возможности безбарьерного, осознанного использования иностранного языка для решения повседневных задач;
освоение других культур;
повышение мотивации к изучению английского языка и образовательному процессу в целом;
формирование социокультурной компетенции.
Когда я ознакомилась с данной технологией, то приняла решение апробировать ее сначала на одном из своих классов. Результат не заставил себя ждать. Мониторинг показал, что качество освоения изучаемого материала значительно выросло. Актуализация материала способствовала повышению интереса школьников, что отметили педагоги-предметники, работающие в этом классе. Возросло количество творческих работ, что говорит об отсутствии барьеров при использовании английского языка. Приятно отметить, что возросла способность самостоятельной работы и инициативность в ходе образовательного процесса.

Благодаря технологии CLIL обучающиеся успешно усваивают достаточно большой объем материала и точно знают, где, в какой ситуации и сфере жизни его применить. Это и есть полноценное погружение в естественную языковую среду. С помощью CLIL решается важная языковая задача, чтобы, находясь в ситуации общения на иностранном языке, обучающиеся могли показать свои знания в определенных областях, таких как история, медицина, культура, искусство и т. д. Таким образом, умение общаться на иностранном языке в профессиональном контексте становится, в конце концов, приоритетным. Важно заметить, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося и подготавливает его к дальнейшему применению полученных знаний и умений. Уверена, что активное внедрение данной технологии позитивно скажется на общем качестве образования школьников и поможет добиться высоких результатов при сдаче ЕГЭ по английскому языку.

​Евгения ЗМЕУ, учитель английского языка, лицей экономический №14, Ростов-на-Дону

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt