search
main
0

Знания в 3D-формате. Или Правило золотого ключика

Технический прогресс оказывает весьма сильное влияние на образовательную деятельность, поэтому сегодня уже ни одно учебное заведение не мыслит и дня без использования компьютера, мультимедийной доски или проектора. А ведь еще 20 лет назад такое оборудование могло показаться недостижимой роскошью. Однако технический прогресс не стоит на месте, и теперь образовательным учреждениям, включившимся в эту погоню за новинками, необходимо постоянно улучшать свое оснащение, свои знания и навыки его использования, чтобы в конечном итоге совершенствовать и образовательный процесс. О том, как новые технологии в скором будущем изменят работу вузов и школ, 21 мая 2013 года шла речь в МГУ на международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе/Smart Technologies in Educational Practice (STEP)», организованной компанией BenQ при поддержке технологического партнера компании Texas Instruments DLP.

Компании

BenQ

Texas

Instruments

, успешно сотрудничающие вот уже более 15 лет, видят свою социальную ответственность в повышении уровня образования в мире и в России в частности, поэтому прикладывают максимум усилий в развитие инновационных мультимедийных технологий, способных качественно повлиять на эффективность образовательного процесса.

Юрий СТУДЕНИКИН, глава представительства компании BenQ в России:

«Переход от традиционной доски к современным трехмерным проекторным технологиям способствует лучшему восприятию и более качественному усвоению учебного материала молодыми людьми и соответственно повышает их будущую конкурентоспособность».

Сегодня у большинства учебных заведений есть достаточно современное техническое оснащение и многих из них уже не удивишь ни проекторами, ни ноутбуками, ни электронными досками, ни специально оборудованными предметными классами. Тем не менее одна из новейших технологий пока еще недостаточно освоена российской школой, хотя ее преимущества очевидны, и прежде всего на высшей ступени образования. Речь идет о 3D-технологии. Но кому, как не главному вузу страны, поделиться своим мнением о новейших технологиях в образовании? Так, заместитель заведующего кафедрой экономической информатики МГУ им. М.В. Ломоносова Борис Сердюков рассказал участникам конференции о том, что сегодня в университете 3D-контент весьма востребован: «Ни одна естественная наука не может сегодня обойтись без этого. Как растить без такого наглядного материала будущих медиков, химиков, геологов?»

Борис СЕРДЮКОВ, старший преподаватель кафедры экономической информатики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:

«Мультимедийные технологии превращаются в обязательное условие для развития у учащихся креативного мышления, облегчают систематизацию знаний и способствуют усвоению студентами большего количества информации в единицу времени, чем это было возможно ранее».

Закономерно, что для подготовки подобного сложного материала требуются особые знания. Если сегодня на создание презентации у педагога может уходить по несколько часов в день, притом что эта работа, по словам преподавателей, не учитывается при начислении заработной платы, о каком энтузиазме в освоении еще более сложной, еще более затратной по времени методики идет речь? За рубежом, по словам иностранных участников конференции, эта проблема решена: в учебных заведениях есть специальные лаборатории, которые могут помочь педагогу в создании высокотехнологичного материала для урока. Мы об этом пока можем только мечтать.

Конечно же, использовать новые технологии необходимо, особенно при условии, что уже доказана их высокая эффективность. Так, по словам руководителя лаборатории информационных решений «Медиакоманда» Михаила Перова, сегодня считается, что применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных на 25%, а совместное их использование уже на целых 65%. Можно себе только представить, насколько еще более эффективным будет использование 3D!

Проведенное в 2011 году международное исследование, в ходе которого было опрошено около 800 педагогов и учеников из 15 школ по всему миру, отмечает, что эта технология позволяет получать более высокие оценки на контрольных, поскольку информация запоминается гораздо лучше, чем в привычном формате, понимание более сложных сюжетов дается легче, развивается креативное мышление.

Действительно, судя по представленным на конференции 3D-материалам, урок с их использованием может пройти весьма наглядно и живо. Где еще можно так близко увидеть бьющееся в ритме жизни сердце, если вы, конечно, не студент медицинского вуза? Но ведь биологию человека начинают изучать еще в школе. А с помощью 3D-технологии любой школьник может в деталях и объеме рассмотреть его прямо в классе. Вот оно, совсем рядом, стоит только надеть специальные очки. Можно даже изучить, как оно устроено внутри – преподавателю нужно лишь переключить режимы отображения. Еще один клик – и появляются стрелки, демонстрирующие ток крови по этому жизненно важному органу.

Однако полезна такая технология может быть не только на уроке биологии. На уроках по истории Древнего мира дети много слышат об архитектуре старинных восточных городов с их узкими улочками, мозаиками, стройными цветущими деревьями. И так хочется посмотреть на все это великолепие вживую… Впрочем, сегодня для этого не нужна машина времени, достаточно 3D-технологии, и вы уже там.

А что может дать эта технология на уроках географии и астрономии? Очень многое, ведь обычно юным целеустремленным мечтателям так мало привычной учебной модели Солнечной системы, а с помощью 3D открывается возможность совершить полет в любой уголок Вселенной.

О том, чтобы каждая школа могла позволить себе такое оборудование, ежедневно думают сотрудники хорошо известной и популярной у российского пользователя компании BenQ, которая занимается производством мультимедйиных проекторов, а также компании Texas Instruments, разрабатывающей высокотехнологичные чипы для подобного оборудования. Именно этот симбиоз компаний, заботящихся о подрастающем поколении, и позволяет сегодня детям получать эффективный инструмент визуализации учебной информации, о котором не могли даже мечтать их мамы и папы, будучи школьниками. Своими соображениями относительно использования 3D-технологий в образовании с «Учительской газетой» поделился Роджер Карвер, глава направления прямой проекции DLP компании Texas Instruments.

Роджер КАРВЕР, представитель компании Texas Instruments, глава направления прямой проекции DLP:

«Ролью Texas Instruments DLP является разработка надежных, доступных инновационных технологий для создания увлекательной образовательной среды, в которой учащиеся могут использовать 100% их потенциала».

– Мистер Карвер, в ходе выступления вы упомянули о ряде исследований, которые проводила компания среди пользователей вашей продукции. Удалось ли вам выяснить, кто более активно откликается на ввод 3D-оборудования в образовательном процессе – преподаватели или сами учащиеся, студенты?

– Я думаю, прежде всего, именно преподаватель может оценить реальную пользу, которую несет эта технология. Всегда есть трудности в передаче школьникам сложной информации, особенно если это сухие строгие выкладки. Дети начинают отвлекаться, и чем они младше, тем эта проблема острее. Наши исследования показали, что в таких ситуациях 3D-демонстрации позволяют учителю сфокусировать внимание детей на теме урока и помочь им извлечь гораздо больше знаний, чем это возможно с использованием традиционных методов преподавания.

– На какой ступени образования, на ваш взгляд, 3D может оказать наибольшее влияние на образовательный процесс: в средней школе, в вузе? Есть ли опыт использования таких устройств в дошкольном образовании?

– К сожалению, мы пока не исследовали использование 3D в образовательных программах детского сада. Наше внимание было сосредоточено на школьниках в возрасте 10-13 лет, и там мы увидели хорошие результаты. Но я думаю, что у 3D есть большой потенциал для работы как в младших классах, так и в высшем образовании, о чем сегодня нам рассказали представители МГУ.

– В каких странах сегодня наиболее активно в образовательном процессе используются 3D-технологии?

– Я думаю, ответ на это вопрос, если даже мы отойдем от статистических данных, достаточно прост. Насколько мне известно, производители учебных программ, различных образовательных материалов в основном изготавливают его на английском и ряде других европейских языков. Так что у российской школы пока есть возможность его использования на уроках иностранного языка в общеобразовательных школах или же в языковых спецшколах, где преподавание всех предметов учебной программы ведется на иностранном языке. А чтобы позволить 3D-технологии быстрее войти в методику школьного образования, в России необходимо развивать производство собственных программ подобного рода либо активнее участвовать в переводе контента.

– Могут ли столкнуться преподаватели с какими-либо другими трудностями при попытке использования 3D-технологии на занятиях?

– Знаете, есть, например, такая проблема. Считается, что 3% людей в целом не могут воспринимать 3D-изображение, как все остальные. Это может быть следствием особенностей устройства их зрительной системы либо каких-то патологических явлений. Однако когда они надевают очки, часть из них видит обычную 2D-картинку. То есть получается, что если в классе окажется такой ребенок, то он скорее всего сможет получить информацию наравне со всеми детьми. Единственное, не будет такого же яркого, впечатляющего эффекта. Если ребенок носит очки, это не проблема. Компании-производители конструируют 3D-очки таким образом, чтобы можно было надеть их, не снимая свои.

Те современные технологии, которые мы представляем сегодня, решают проблему оснащения школ достаточно мощными компьютерами, которые могут позволить воспроизвести 3D-материалы, что являлось препятствием на пути распространения 3D. Сегодня проекторы, основанные на технологии DLP, дают преподавателю возможность провести 3D-занятие, подключив к проектору самый обычный компьютер и даже планшет или мобильный телефон.

– Не могли бы вы дать российским педагогам какие-либо практические советы по использованию 3D-оборудования? В каких образовательных ситуациях его лучше всего применять?

– Я не думаю, что кто-то из производителей ожидает, что учитель будет вести весь урок в 3D. Это едва ли необходимо и даже бессмысленно, потому что тогда утратится сама ценность этой технологии как своеобразного способа выделить нечто важное в ходе занятия. Если, например, 15 минут в конце урока займет демонстрация материала в 3D-формате, это, на мой взгляд, будет самым оптимальным и эффективным соотношением традиционных и инновационных методов преподавания. В таком случае дети смогут гораздо лучше и на более длительный срок запомнить пройденный материал.

Вам кажется, что новейшие разработки мировых производителей для системы образования доступны только избранным? Что дверь в этот новый, притягательный, яркий мир знаний от нас пока за семью печатями? Но вспомните правило золотого ключика, открывающего любую дверь, – целеустремленность, азарт, смелость и решительность, потребность ставить перед собой интересные задачи и решать их! Тысячи примеров подтверждают простую истину, которую мы каждый день внушаем нашим детям: «Надо очень захотеть, чтобы мечта стала реальностью», и тогда технологии будущего органично войдут в нашу повседневную жизнь.

NB!

BenQ – мировой производитель мультимедийной цифровой техники (DLP-проекторы, LCD-мониторы, LCD-панели, цифровые фотокамеры).

Texas Instruments – глобальный разработчик и производитель полупроводниковых компонентов, таких как аналоговые ИС и встраиваемые системы. Компания Texas Instruments является изобретателем, разработчиком и производителем технологии DLP.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте