search
main
0

Знания, умения, навыки. Обязанности и ответственность. Программа правового воспитания учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования

Правовое воспитание – это целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений, социальных групп, общества в целом по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Оно органически связано с правовым обучением.

Пояснительная записка

Воспитывающее обучение является частью всего процесса духовного формирования личности. Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.

Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, показала, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования. Конституция РФ и нормативно-правовые акты 1993-2003 гг. определяют следующие приоритеты развития страны: построение демократического правового государства на основе расширения участия общества в его деятельности через институты гражданского общества.

Важное место в реализации этих задач отводится правовому воспитанию, которое заняло достойное место среди приоритетов образовательной политики, так как, наряду с другими условиями, обеспечивает успешную социализацию.

Образовательные учреждения – один из важнейших факторов гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования важно быть мобильными, способными к сотрудничеству, конструктивной деятельности, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Обществу и государству необходимо, чтобы свой интеллектуальный потенциал молодые люди умели использовать для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Стратегической целью правового воспитания можно считать правомерное поведение, в том числе правовую активность молодого гражданина. Непосредственная цель – повышение уровня правовой культуры учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, профилактика правового нигилизма.

Достижение поставленных целей возможно при решении следующих задач:

овладение системой знаний об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений;

овладение умением получать и критически осмысливать социальную (в том числе правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

воспитание нравственной и правовой ответственности за свои поступки; активной гражданской позиции, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; уважения к лицам, охраняющим правопорядок в стране;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных (в том числе правовых) отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Правовое воспитание основывается на принципах гуманизма, научности, плановости, систематичности (успех в формировании правовой культуры молодежи может быть обеспечен в процессе длительного, поэтапного воспитательного воздействия на личность), личностно-ориентированном, дифференцированном, комплексном подходах.

Традиционными средствами правового воспитания являются:

правовая пропаганда;

правовое обучение;

практика реализации правовых предписаний;

самовоспитание, которое заключается в формировании глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и в личной практике.

Психолого-педагогическими условиями реализации программы являются:

Изменение позиции педагога: принятие принципов гуманистической педагогики и психологии (отношение к учащемуся как личностно равноправному партнеру в образовательно-воспитательном процессе; умение строить с ним диалог; отказ от навязывания своего личного мнения и умение слышать мнение молодого человека); способность к эмпатии.

Использование таких форм и методов обучения, которые дадут возможность молодому человеку самому участвовать в формировании правовой культуры, а не быть пассивным объектом воспитания.

Создание условий для формирования способности видеть другого человека в пространстве прав и обязанностей как продолжение самого себя, своих прав и обязанностей.

Ориентация на развитие у учащихся критического мышления, умения задавать вопросы; формировать потребности в познании и творческой активности.

Структура программы правового воспитания

1. Познавательно-содержательный компонент. Он включает в себя перечень тем, рекомендованных для использования в разнообразных формах правового просвещения.

2. Учебно-методический компонент. В данном разделе представлены формы, методы и приемы правового воспитания, использование которых авторы программы считают наиболее приемлемыми для учреждений начального и среднего профессионального образования.

3. Социальный компонент. В разделе дается характеристика социального партнерства как условия оптимизации процесса правового воспитания.

Познавательно-содержательный компонент правового воспитания

Правовое воспитание невозможно без определенного обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать учащийся. Знание права является основой формирования системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права.

Возникновение права

Причины и условия возникновения права в обществе. Древнейшие формы регулирования социальных отношений: обычаи, ритуалы, традиции. Закон – средство регулирования отношений в обществе. Древние законы.

Что такое мораль. Соотношение права и морали. Противоречия между моралью и правом.

Право и справедливость

Справедливость и права человека. Понятие прав человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Конституция Российской Федерации о правах человека.

Равенство прав и обязанностей. Юридическое равенство и фактическое неравенство. Гендерные проблемы. Соотношение прав человека и прав гражданина. Правовая культура.

Право и правоотношения

Понятие и признаки права. Нормы права.

Основные источники российского права. Конституция – основной закон государства. Законы, подзаконные акты (указы, распоряжения президента, постановления, распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств).

Понятие правоотношения. Субъекты права, виды субъектов. Правоспособность, дееспособность, эмансипация несовершеннолетних. Ограничение и лишение дееспособности.

Правонарушения. Юридическая ответственность

Признаки и виды правонарушений.

Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности (гражданская, уголовная, административная). Основания привлечения к юридической ответственности. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное, воспитательно-лечебное учреждение. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: функции и полномочия.

Право и государство

Основные признаки демократического правового государства. Верховенство правового закона. Принцип разделения властей.

Органы государственной власти и местного самоуправления.

Президент РФ – глава государства. Законодательная власть – Федеральное Собрание. Федеральные органы исполнительной власти. Система судов в Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ.

Правоохранительные органы: суды, прокуратура, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура. Понятие, структура, основные функции, полномочия должностных лиц.

Принципы правосудия.

Человек и государство

Правовые основы взаимоотношения граждан и органов государственной власти и управления.

Гражданство Российской Федерации. Основные права, свободы и обязанности граждан. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Административно-правовые средства охраны личности, защиты прав граждан. Обязанность учреждений, организаций, предприятий и их должностных лиц охранять права и свободы граждан.

Обязанности граждан. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Обжалование акта или действия любого органа или должностного лица.

Права ребенка

Международное и российское право о правах ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года: история создания, основные положения.

Личные и имущественные права

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Право на свободу совести в Российской Федерации. Религиозные объединения в Российской Федерации. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Право на образование. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Право вступления в брак: возраст, условия и препятствия заключения. Личные права и обязанности супругов.

Установление отцовства и материнства. Права и обязанности родителей и детей.

Лишение и ограничение родительских прав: причины, порядок, последствия для ребенка. Усыновление, опека (попечительство). Приемная семья. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Имущественные права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства.

Понятие наследования. Наследник. Наследование по закону и по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства.

Несовершеннолетние как субъект гражданских правоотношений.

Собственность: понятие, права и обязанности собственника, основания возникновения, ограничения и прекращения. Виды собственности.

Сделки и договоры: понятия, формы, виды, условия заключения. Содержание договора. Существенные условия договора. Ответственность за неисполнение обязательств. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская гарантия, залог, поручительство, задаток).

Отношения с банками. Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление расчетов по поручению клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и привлечение вкладов, покупка и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки. Пластиковые карточки.

Акционер. Акция как ценная бумага. Права акционеров.

Налоги: понятие и виды. Права и обязанности налогоплательщиков.

Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Использование жилого помещения. Приобретение жилья в собственность. Приватизация жилья.

Понятие страхования. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования. Виды и формы страхования.

Потребитель. Права потребителей.

Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Обращение в суд, иные органы власти, учреждения. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Срок исковой давности. Меры принудительного характера.

Органы опеки и попечительства: функции и полномочия.

Право на труд и социальное обеспечение

Участники трудовых отношений. Трудовой договор: содержание, порядок заключения и расторжения. Права и обязанности работника. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка.

Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости. Молодежные биржи труда.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Порядок и правила установления инвалидности. Льготы и социальные гарантии для инвалидов.

Асоциальное поведение и его последствия

Причины и способы вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных деяний.

Наркомания несовершеннолетних: негативное влияние на социальное, психологическое и физиологическое развитие молодого человека. Характеристика наркотических средств и психотропных веществ. Ответственность за распространение наркотиков.

Асоциальное поведение (попрошайничество, бродяжничество, проституция) и их воздействие на личность несовершеннолетнего.

Тоталитарные и иные секты с отрицательной направленностью пути, приемы и негативные последствия вовлечения несовершеннолетних.

Учебно-методический компонент правового воспитания

Предпочтение следует отдавать таким формам и методам работы, которые стимулируют познавательную и творческую активность, развивают аналитические и исследовательские навыки, самостоятельность и инициативность.

Среди учебных форм наиболее перспективными для освоения правовых знаний считаются тренинги, практикумы, семинары.

Практикум – форма изучения права, для которой характерна глубокая разнообразная преобразовательная деятельность с нормативными актами, источниками права, погружение в правовое содержание.

Тренинги – формы активного обучения, совокупность активных методов, ориентированных на саморазвитие, самопознание.

Семинары – формы групповых занятий по теме, цель которых – овладение знаниями, практическими навыками решения актуальных проблем через активную деятельность обучаемых.

Воспитательные мероприятия, направленные на повышение правовой культуры молодежи имеют три основных направления:

просветительское: превентивная просветительская работа с учащимися;

социально-правовое: подготовка учащихся профессиональных учебных заведений к правовым условиям будущей профессиональной деятельности;

социально-психологическое: оказание психологической помощи молодежи.

Превентивная просветительская работа с учащимися включает комплексную деятельность:

диагностика уровня правовой культуры учащихся и ее динамики в ходе совместной деятельности (опросы, анкетирование, тестирование и т.д.);

циклы лекций и бесед для учащихся и их родителей (других законных представителей), в ходе которых могут быть просмотры и обсуждения видеофильмов (фрагментов) по правовой тематике;

оформление постоянно обновляющихся стендов о праве, включающих информацию об изменениях в нормативно-правовой базе страны и региона;

издание пособий, буклетов и памяток по правовой тематике;

организация и проведение ученических собраний, конференций по теме «Право и закон для молодежи»;

проведение конкурсов по правовой тематике (примерное положение можно взять из пособия «О правах ребенка доступно и интересно: Методические рекомендации для учителя». Автор-составитель Т. Пасман. – Псков, ПОИПКРО, 2003).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте