search
main
0

Знания о религии школьники должны получать исключительно добровольно

Алексей СОЛОВЬЕВ, главный специалист Департамента образования города Москвы, старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО:

– Семинар, проведенный в ЗАО, чрезвычайно важен в связи с введением на факультативной основе преподавания курса, посвященного истории религий.

Знания о религиях, включенные в учебные программы некоторых дисциплин федерального компонента общего образования в виде отдельных элементов содержания в различных разделах и темах, не дают целостного представления об истории религий и вероучениях. Вполне обоснованно утверждать, что это можно и нужно делать на спецкурсах по выбору, факультативах и кружках, которые добровольно с согласия родителей посещают школьники.

Курсы истории и культуры религий делятся на собственно религиоведческие курсы («Религиоведение», «Религии мира», «История религий» и другие) и курсы религиозной культуры («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Еврейская традиция» и так далее). Все подобные мировоззренческие культурологические курсы призваны удовлетворять запросы учащихся и их родителей и обязательно укреплять гражданскую позицию школьника, формировать его как знающего, компетентного, ответственного гражданина и патриота России.

Преподавание философско-религиоведческих курсов как самостоятельных учебных курсов для старшеклассников стало возможным со времени появления базисного учебного плана и школьного компонента в нем. Авторы программ называют курсы по-разному: «История религий», «Религии мира», «История и культура мировых религий», «Религии России», «Религиоведение».

В некоторых школах и колледжах такие курсы преподают уже много лет. В 2006-2007 учебном году религиоведческие курсы преподавали в 14 школах (в 11 школах это были спецкурсы по выбору и факультативы, в 3 – кружки), они охватывали 560 учащихся старших классов. Преподавание шло также в 5 колледжах (2 спецкурса по выбору, 3 факультатива) и охватывали 530 учащихся. Таким образом всего в 2006-2007 учебном году религиоведческие курсы посещали 1080 учащихся в 19 образовательных учреждениях.

Педагоги сами выбирают пособие для учащихся и определяют объем изучаемого материала. Самым популярным до настоящего времени было учебное пособие Андрея Кулакова «Религии мира» для 10-11-х классов. Этому пособию Министерство образования в 1998 году присвоило гриф и ежегодно включало его в федеральный перечень пособий. В 2003 году к этому учебному пособию было издано методическое пособие для учителя.

В марте 2007 г. вышло в свет учебное пособие под редакцией академиков РАН А.Чубарьяна и Г.Бонгард-Левина «Религии мира: история, культура, вероучение» для профильного обучения (гуманитарный профиль) в 10-11-х классах. В настоящее время заключен договор с издательством, будет издано 60 тысяч экземпляров этого пособия для образовательных учреждений города.

Кроме того, сегодня есть два других новых учебных пособия: «История религий» для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений под редакцией члена-корреспондента РАН А.Сахарова и учебное пособие А.Кулакова для 10-11-х классов «Религии в России».

В июне 2007 года Департамент образования утвердил «План основных мероприятий по организации преподавания в образовательных учреждениях Москвы учебных курсов по истории и культуре религий в 2007-2008 учебном году», который, в частности, предусматривает повышение квалификации учителей и методистов окружных методических центров в Московском институте открытого образования. Первый в московской системе образования курс повышения квалификации учителей по теме «Преподавание курса «История религий» для старшеклассников» (авторский коллектив: А.Евдокимов, А.Соловьев, О.Яшина) апробирован на кафедре международного образования МИОО в январе – мае 2006 года для 25 слушателей, в 2006-2007 учебном году – для 50 слушателей. В настоящее время на кафедре создана лаборатория истории и культуры мировых религий.

Преподавание курсов религиозной истории и культуры традиционных российских конфессий стало возможным, так же как и преподавание философско-религиоведческих курсов, со времени появления базисного учебного плана и школьного компонента в нем. С 1997 года такие курсы активно используются в школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования.

Авторы учебных программ называют курсы по-разному: «Мир Библии», «Введение во храм слова», «Основы духовной культуры», «Основы православной культуры», «Духовно-нравственные традиции русского народа», «Духовная культура и история азербайджанского народа», «Исламская культура», «Еврейская традиция», «Тора и современность». Школы и педагоги вместе с родителями выбирают пособие для учащихся и определяют объем изучаемого материала.

В 2006-2007 учебном году курсы православной культуры (спецкурсы по выбору, факультативные курсы вне сетки часов, кружки) изучались в 6 школах и охватывали 515 учащихся. Курсы, знакомящие учащихся с мусульманской культурой, – в четырех школах с этнокультурным татарским, дагестанским и азербайджанским компонентами, курсы еврейской традиции – в четырех школах с этнокультурным еврейским компонентом.

Острая дискуссия о преподавании религиозной культуры (православной, исламской, иудаистской и других) в значительной мере возникла в связи с письмом Министерства образования РФ от 22 октября 2002 г. (№14-52-876ин/16), сопровожденным приложением информационно-методического материала «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». В декабре 2002 года Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации в правовом отзыве академии, направленном президентом-ректором академии Владимиром Егоровым министру образования Российской Федерации, указала, что «преподавание в государственных образовательных учреждениях знаний о религиозной культуре, если такое преподавание реализовано на основе добровольности выбора обучающимися и их родителями, не сопровождается религиозными обрядами и не направлено на профессиональное религиозное образование, то есть реализовано в рамках светского учебного предмета, не нарушает прав и законных интересов субъектов образовательной деятельности, не противоречит российскому законодательству».

Порядок организации преподавания курсов истории религий (философского религиоведения) и курсов религиозной культуры раскрыт в информационном письме Министерства образования РФ от 13 февраля

2003 г. (№01-51-013 ин), где сообщается, что курсы не могут быть обязательными предметами для всех школ, они могут вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения Совета (попечительского совета) школы, с участием представителей родителей: «Преподавание такого курса возможно: а) либо как факультативный курс вне сетки часов (основных занятий), на который записываются сами учащиеся, или для младших классов – записывают учащихся их родители; б) либо как спецкурс школьного компонента из числа предметов по выбору. Посещение учащимися занятий по религиозной культуре является добровольным для учащихся и осуществляется с согласия их родителей. Такой же порядок организации занятий предусмотрен и для курсов по истории религии».

Поэтому в пункте 2.4 пояснительной записки к московского базисному учебному плану указывается: «Учреждениям, реализующим программы общего среднего образования, рекомендуется предлагать учащимся старшей школы изучать на добровольной основе на факультативных занятиях курс «История религий».

Складывающаяся в Москве практика преподавания знаний о религии в государственных образовательных учреждениях не противоречит рекомендациям Общественной палаты РФ.

Формирование городского реестра курсов по истории и культуре религий, реализуемых в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, осуществляется в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы №866 от 21.12.2006 «О выполнении решения Правительства Москвы по введению в государственных учреждениях города Москвы курса «История религий». Разработана форма реестра.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте