Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

Знания для жизни

Учительская газета, №37 от 15 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Новые вводные для ОГЭ по обществознанию

Каждый учитель хоть раз слышал вопрос от своих учеников: «Ну зачем мне это учить? Как мне это пригодится в жизни?». Да, все прекрасно знают, для чего нужна базовая математика или русский язык, но не все понимают, как пригодятся в жизни знания высшей математики или коллоидной химии, ведь не каждый из выпускников школы имеет намерение стать Менделеевым или Фарадеем. Если рассматривать все изучаемые в школе дисциплины с точки зрения полезности для повседневной жизни, то многие сходятся во мнении, что это обществознание. Не случайно этот предмет является самым популярным при выборе экзаменов ГИА. И аргументы, собственно, вполне обоснованные. Ведь обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. То есть это то знание, которое необходимо каждому человеку, который из тепличных условий школы попадает во взрослую жизнь.

Итак, старшеклассникам предстоит освоить комплекс наук, входящих в курс обществознания, таких как философия, социология, социальная психология, правоведение, экономика, политология. Задача учителя – вооружить своих учеников знаниями, которые помогут им быстро адаптироваться к взрослой жизни и успешно применить усвоенные навыки на практике. Совершенно очевидно, что многозадачность предмета предполагает тесное общение подростков со своими наставниками в очном формате.
Что нового? Как известно, 2019-2020 учебный год снял с повестки дня тему экзаменов для выпускников 9‑х классов. Пока методисты и психологи размышляют над тем, хорошо это или плохо, нам, учителям, пора браться за дело. Известно, что в ОГЭ добавлены два новых типа заданий: 1) задание 6 по финансовой грамотности, которое подразумевает решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в различных сферах деятельности человека, и 2) задание 12, где необходимо осуществить поиск социальной информации по заданной теме из диаграммы или таблицы, оценить поведение людей с точки зрения социальных норм экономической рациональности. Важно отметить, что данное задание повышенного уровня сложности и оценивается до четырех баллов.
Общее количество заданий с кратким ответом, где результат выражается в виде одной цифры, сокращено с 14 до 13. Однако главное новшество этого года – задание 5 с развернутым ответом на анализ визуальной информации, предполагающий поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения.
А общий балл увеличен с 35 до 37.
Как готовиться и готовить? При выборе пособий для подготовки к экзаменам учитель и ученик всегда сталкиваются с вопросом: «Какой практикум лучше?». Здесь каждый эксперт скажет: выбирать надо то пособие, которое соответствует официальной демонстрационной версии ОГЭ по обществознанию 2021 года. Таким пособием является сборник издательства «Экзамен»: «Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ». Авторы заданий – А.Ю.Лазебникова, Т.В.Коваль, Е.Н.Калачёва – ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ОГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов.
Конечно, степень готовности к экзамену во многом зависит от качества тренировочных заданий. Но и количество имеет значение. В данном практикуме 40 вариантов составлены с учетом всех возможных кодов проверяемых знаний и навыков в соответствии с кодификатором, поэтому системная отработка предложенных заданий позволит ребятам быстро и точно дать правильные ответы, приобрести уверенность в своих силах. Отмечу, что каждое задание проверяет определенное умение, при этом авторы постарались максимально разнообразить формулировки, и это большой плюс учебного пособия.
По анализу результатов выпускников прошлых лет, наиболее трудными являются задания 23 и 24 под грифом «с высоким уровнем сложности».
Задание 23 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Каковы требования к его выполнению? Во-первых, точность и корректность предъявленных фактов, их соответствие приведенным теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность сформулированного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.
Проиллюстрирую сказанное одним из заданий:
Как оценивают авторы «мир знаний» по возможностям воздействия на состояние окружающей среды? Приведите один пример (с пояснением), подтверждающий подобное воздействие, и один пример (с пояснением), опровергающий его.
Задание 24 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но требует рассматривать текст в ином ракурсе, например:
Экологическая проблема относится к числу глобальных. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость совместных усилий государств и народов в решении глобальных проблем.
Убеждена, что мои коллеги высоко оценят потенциал материалов сборника как для подготовки к урокам, так и для индивидуальной отработки с учениками отдельных тем. Для нацеленных на успех школьников пособие станет отличным тренингом для самоподготовки и самоконтроля.

Нина ДАНИЛИНА, учитель истории и обществознания, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt