search
main
0

Знание закона помогает в работе

В Департаменте образования под председательством министра образования Москвы Исаака Калины состоялась традиционная встреча в клубе молодых директоров московских образовательных учреждений. Молодым руководителям о новом Законе «Об образовании в РФ» подробно рассказал начальник правового управления Департамента образования Владимир Раздин.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Как известно, Закон «Об образовании в РФ» вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением части 6 ст. 108, которая вступила с момента официального опубликования – «При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы». С момента вступления в силу настоящего закона утратят силу Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Каковы же особенности нового закона?Сохранение базовых принципов и норм существующего Закона «Об образовании» и их дополнительная детализацияВ Законе «Об образовании в РФ» сохранены базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования). Большинство из этих положений получило в законопроекте дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами, например, законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. Установлено правовое положение образовательных организаций и сторон образовательного процессаОтдельные главы в законе посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников, в частности, в законе подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Правовое закрепление некоторых особенностей предоставления образования отдельным категориям гражданВпервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования. Закрепление понятийного аппаратаОдна из новелл закона – закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность). Введение соответствующих положений позволит унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику. Новые формы реализации и освоения образовательных программВпервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные: – кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц; – сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; – использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; – обучению по интегрированным образовательным программам; – образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим. Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Обновление моделей экономической деятельности в сфере образованияНовый федеральный закон закрепляет новые инструменты, направленные на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. В отдельности среди них можно отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. Система уровней образования в Российской ФедерацииВ законе закреплены уровни общего образования: – дошкольное образование; – начальное общее образование; – основное общее образование; – среднее общее образование; и уровни профессионального образования: – среднее профессиональное образование; – высшее образование – бакалавриат; – высшее образование – специалитет, магистратура; – высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Видовое разнообразие образовательных программ К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы, а также программы профессионального обучения. Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделены также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся. Формы получения образования и формы обученияОбразование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования, семейного образования). Получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения. При этом экстернат исключен из форм обучения и рассматривается в законе как инструмент, обеспечивающий возможность прохождения лицами, получившими образование вне образовательных организаций, промежуточной и итоговой аттестации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, а также получения документа об образовании. Субъекты, имеющие право на ведение образовательной деятельностиВ новом законе введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к которым относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. Это связано с тем, что закон расширяет круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. В частности, предусмотрено, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность. Упорядочение типологии образовательных организацийВ законе реализована попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации. В настоящее время перечень типов образовательных организаций закреплен в пункте 4 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: – по уровню реализуемых образовательных программ; – по категории обучающихся в нем лиц и других. Такой подход не позволяет однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация может одновременно относиться к нескольким типам, например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могут рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ. В законе предположено закрепить деление образовательных организаций на типы по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что образовательная организация может реализовывать также основные образовательные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы. Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе. При этом виды образовательных организаций в рамках типа упраздняются. Взамен этого предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий, исходя из осуществляемой образовательной деятельности (уровни и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов. Таким образом, предполагается внесение изменений или вступление в силу в новых редакциях подзаконных нормативных актов, законов Москвы, уставов образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте