search
main
0

Знание закона помогает ответственно реализовывать полномочия

Задача, которая сегодня стоит перед всеми директорами школ, – повышение авторитета системы образования Москвы. Не конкретного образовательного учреждения, не Департамента образования, а именно всей системы столичного образования. Московский центр образовательного права – часть этой системы.

Повышение авторитета всей системы образования Москвы возможно только исключительно совместными усилиями. Ведь победа каждого из нас – это победа всей системы, а провал каждого – провал всей системы. Такая постановка задачи серьезно повышает уровень ответственности всех руководителей образовательных организаций. Для того чтобы нести эту ответственность, руководитель должен знать закон и то, каким образом этот закон применять. Каждое решение, которое принимает руководитель в своей ежедневной работе, должно быть основано на норме права и соответствовать норме права. Мы очень часто слышим от руководителей образовательных организаций: «Мы не юристы! Мы педагоги, организаторы учебного процесса! Откуда нам знать законы?!» Может ли педагог совершить ошибку? Да, может, но не имеет права. Нет такого права у руководителя образовательной организации в соответствии с его трудовым договором. Мы практически ежедневно сталкиваемся в своей работе с тем, что приходится решать проблемы, связанные с нарушениями закона, которые уже произошли. Например: в октябре-ноябре 2014 года все школы заключили договоры на уборку снега, все директора спокойно отчитались, что такие договоры есть, и пребывали в уверенности, что все эти договоры у них замечательные. Наступили новогодние праздники, и пришла проверка ОАТИ. К изумлению директоров, их организации – в списке нарушителей. Возникает вопрос: кто за это должен отвечать? По логике отвечать должна та организация, которую школа наняла. Но анализ договоров, которые заключали образовательные организации, показал, что никаких штрафных санкций для подрядчиков в договорах не предусмотрено, а 80 процентов образовательных организаций вообще содержат в своем штате дворников. Возникает еще один вопрос: как школа может переложить ответственность на подрядчика? А никак! Всю ответственность будет нести директор школы: дворник – штатный работник, а за все, что делает штатный работник, отвечает руководитель образовательной организации.Мы все живем в период реорганизации – объединения, слияния, присоединения (есть различные формы создания многопрофильных и многофункциональных комплексов). В этот период возникают основные вопросы, связанные с трудовыми отношениями с работниками, которые приходили в образовательные организации из детских садов, которых нужно было переводить, были работники, с которыми образовательным организациям приходилось расставаться в связи с профнепригодностью. Всем этим работникам необходимо было вносить изменения в трудовые договоры, что-то писать в трудовые книжки. Возникает еще один вопрос: уверены ли директора, что то, что записано у работников или у бывших работников образовательных организаций в трудовых договорах и трудовых книжках, записано абсолютно правильно? Не секрет, что функции отдела кадров в образовательной организации зачастую выполняет секретарь. Наша практика показывает: ни в одной образовательной организации мы не увидели абсолютно правильного ведения делопроизводства. Все директора спокойны ровно до того момента, пока документы не приходят в суд. Когда мы вместе со школами начинаем готовиться к суду, оказывается, что либо половины документов вообще не хватает, либо процедура не соблюдена, либо еще что-то. В результате судебных процессов, судебных исков, которые идут, падает авторитет всей системы образования. Нет отдельной школы на Юго-Востоке или Юго-Западе, у которой есть проблемы с кадрами, с договорами, с финансово-хозяйственной деятельностью, с закупками. Есть вся система Департамента образования, и каждый промах – промах всей системы. Лучшие школы Москвы должны подавать пример всем остальным. Если же и лучшие директора образовательных организаций будут нарушать закон, поступать не в соответствии с законом, то тогда на кого равняться остальным? Два года назад Департамент образования в своей системе создал Московский центр образовательного права. Каждый год департамент формирует государственное задание для МЦОП, которое состоит в том, чтобы обеспечить абсолютную законность всех решений, которые принимает Департамент образования, связанных с осуществлением им как функций учредителя, переданных ему Правительством Москвы, так и функций управленца системы образования, а также функций контрольно-надзорного органа в соответствии с полномочиями, переданными ему с федерального уровня. За те решения, за те документы, которые готовят через Московский центр образовательного права, отвечает МЦОП. То же самое может сделать любой директор московской образовательной организации, выдав задание нашему центру и спросив с него, потребовав совместной ответственности за те документы и решения, которые они будут принимать. Сегодня такую ответственность МЦОП разделил со 157 директорами образовательных организаций системы образования Москвы. Мы пытаемся сформировать реализацию основного принципа, которым руководствуемся в своей работе: знание закона помогает ответственно реализовывать полномочия, поскольку наша совместная задача – не допустить нарушения закона у образовательных организаций всей системы столичного образования и тем самым повысить авторитет каждой образовательной организации и всей системы в целом.Елена ШАЛАШНАЯ, советник директора Московского центра образовательного праваИнформация к сведениюНедавно от имени Департамента образования Московский центр образовательного права выиграл в Верховном суде РФ дело по иску о московских правилах зачисления детей в дошкольные отделения.Недавно от имени Департамента образования Московский центр образовательного права выиграл в Верховном суде РФ дело по иску о московских правилах зачисления детей в дошкольные отделения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте