search
main
0

Знание – это сила и власть

​Мы живем в интересное и вместе с тем сложное время, когда новые возможности бросают новые вызовы, а новые вызовы открывают новые горизонты. Научно-техническая революция, глобализация, повсеместное внедрение информационных и коммуникационных технологий изменили мир, и ни одна из множества сфер жизни общества не стала исключением: экономика, политика, культура, наука, образование.

Еще в начале 70-х годов ХХ века в докладе ЮНЕСКО для Организации Объединенных Наций была провозглашена концепция перехода человечества к новой модели развития – обществу знания. Согласно этой концепции принципиальное отличие общества знания от предшествующих типов или стадий состоит в том, что впервые в истории человечества ключевым фактором успешного развития общества становится не доступ к распределению производственных, финансовых или природных ресурсов, а владение знаниями, умение получать, обрабатывать и использовать информацию для достижения социально значимых целей. В самой идее общества знания заложена, таким образом, ориентация на эффективное использование и развитие высоких технологий, науки и образования в интересах общества и людей. Размышляя над происходящим в XXI веке, как не вспомнить Фрэнсиса Бэкона с блистательным афоризмом «Знание – это сила» (или в альтернативном переводе c английского: «Знание – власть»)?Несмотря на некоторую долю утопизма, появление концепции общества знания было весьма симптоматичным и зафиксировало важные предпосылки эволюционного развития человечества, связанные с постоянным расширением функций и ролей человека в современном динамичном мире. В течение жизни человеку приходится выполнять всё новые и новые задачи, которые требуют приобретения соответствующих новых знаний, умений и навыков, в связи с чем образования, полученного единожды, становится недостаточно. Образование, отвечая вызовам времени, должно также продолжаться, в идеале стать непрерывным и выйти за узкие академические рамки школы и вуза. Ведь еще древние учили: «Учит не школа, а жизнь!»Увы, мы не в Античности и даже не в Средневековье… Восхищаясь поистине энциклопедическими познаниями и талантами мыслителей тех времен, приходится тем не менее с грустью признать, что голова современного человека вместить и систематизировать весь объем научных знаний, едва ли не науку всей эпохи (!), как, скажем, труды Аристотеля, просто не в состоянии. Однако взамен наше время прорывов дает нам мощнейший инструмент для компенсации: образование – во всем многообразии его видов и форм.Образование сегодня не в состоянии сформировать готового специалиста раз и навсегда, механически передать, передать учащемуся от преподавателя сумму знаний, поставив на них печать «школа» или «вуз». А если и может, то зачем? Стоит ли снабжать человека тяжелыми чемоданами в долгую дорогу, ведь в наше мобильное время модно путешествовать налегке. В чем может и должна быть цель образования, так это помочь человеку научить учиться. В этом смысле образование длиною в жизнь – залог и науки, и общества будущего.Янина БОРОНЕНКОВА, заместитель декана факультета иностранных языков, доцент кафедры лингводидактики и межкультурной коммуникации, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Московского городского психолого-педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте