search
main
0

Знакомьтесь: причастие Это вовсе не трудно, а легко, если понимаешь

Тема ПРИЧАСТИЕ – самая трудная часть программы для 7-го класса. Причины этого различны: во-первых, причастия почти неупотребительны в речевой практике вообще, ибо как славянизмы входят в состав высокой, торжественной лексики, что в разговорной речи неуместно. Во-вторых, причастия громоздки по звуковому составу и не подходят к устной скороговорке. В-третьих, трудна их орфография.
Между тем причастие способствует краткости речи и тем удобно в речи письменной, книжной.

Особой семантической работы причастия не требуют. Их значения улавливаются из значения глагола. Однако нечастые сравнения синонимов (причастий и местоименно-глагольных выражений) по вопросу “Как лучше?” – очень полезны и необходимы. Они упорядочивают понимание учениками стилистических особенностей причастий.
Больше внимания потребует орфоэпическая работа при изучении причастий. Почти на каждом уроке следует предлагать упражнения в произношении трудных слов. Вот примерный набор трудных слов для нескольких уроков (пишем их в форме жен. или ср. рода – они длиннее на целый слог): смеющаяся девочка, улыбающееся лицо, углубившаяся в решение задачи ученица, усилившаяся буря, возмущающаяся беспорядком в доме сестра, гневающаяся на ленивца мать, развязавшаяся лента, разволновавшееся море.
3-4 выражения дежурным учеником записываются на доске перед уроком. Деловая часть урока начинается с чтения этих записей, не занимая много времени.
Первому уроку о причастии предшествует повторение морфологических признаков глагола, свойственных и причастию (возвратность, переходность, вид, время, спряжение), и морфологических признаков прилагательного, воспринятых причастием (род, число, падеж).
Значит, морфологический разбор глаголов и прилагательных должен быть элементом работы на каждом уроке, чтобы подготовить ученика к сознательному восприятию нового материала. Если ученик разбирает глаголы и прилагательные быстро (не задумываясь) и безошибочно, он готов понять новые формы глагола (причастия). Если ученик спотыкается или задумывается при разборе, он усвоит новый материал только механически, неосознанно.
В теме ПРИЧАСТИЕ самым трудным разделом являются правила правописания частицы НЕ. Усваиваются они не без помощи синтаксиса: нужно уверенно и быстро увидеть, что причастие в предложении одиноко или, напротив, входит в причастный оборот. Последняя трудность может быть преодолена таким неклассическим приемом. В большинстве случаев предложение нарушается, если его прочитать без причастия, но с пояснительными к нему словами, например: “Горе людям, не знающим смысла своей жизни” (фр.). Без причастия такое предложение теряет смысл: “Горе людям, смысл своей жизни”. Мешающие слова относятся к причастию, составляя причастный оборот. Значит, частицу НЕ здесь нужно писать раздельно.
Приводим разработку уроков на тему “Правописание частицы НЕ с причастием”. Урок можно построить так. При проверке домашнего задания на правописание Н и НН в страдательных причастиях при переходе причастия в прилагательное обращаем внимание на роль пояснительных слов, устанавливающих, что причастие не перешло в прилагательное и в нем следует писать НН. На этапе опроса учеников повторяем правила правописания частицы НЕ с существительными, прилагательными и глаголами. Объяснение правил правописания НЕ с причастиями рекомендуем провести дедуктивным методом ради экономии времени, которое так необходимо для закрепления.
Правила объясняем в таком порядке.
1. Частица НЕ пишется слитно с причастиями, которые без нее не употребляются (например, “Мы услышали негодующий голос”). Это правило действует всегда. Оно общее для всех частей речи.
2. НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть противопоставление. (“Не сжатая, а скошенная рожь лежала на поле”). Это правило общее для существительных, прилагательных и причастий (“не правда, а ложь; не правый, а виноватый”). Эти два правила применяются довольно редко, но знать их всегда нужно.
3. Частица НЕ пишется раздельно с краткими причастиями всегда, как и с глаголами. Они, как и глаголы, бывают сказуемыми, то есть употребляются в той же роли, которая для глаголов является основной. (“Это не трудно. Окно не открыто. Дело не окончено. Ружье не заряжено”).
4. Обратимся теперь к главному правилу. Оно состоит из двух частей:
а) Частица НЕ с причастиями пишется слитно, если причастие не имеет пояснительных слов. (“Незаконченное дело, что конь о трех подковах. Неисправленная ошибка колет глаза”).
б) Частица НЕ с причастиями пишется раздельно, если причастие имеет пояснительные слова. (“Не законченное вчера дело кончайте сегодня. Не исправленную тобою ошибку исправит учитель и снизит оценку”).
Эти правила могут показаться нам противоречивыми и необоснованными. Однако они закономерны и разумны. Ведь причастие – это слово, стоящее между глаголом и прилагательным. Причастия могут быть то ближе к прилагательным, то ближе к глаголам. С глаголами частица НЕ пишется раздельно, если в причастии усиливаются глагольные признаки, а это зависит от наличия пояснительных слов, то такое причастие, как и глагол, пишется с НЕ раздельно. Если же в причастии ослабляются глагольные признаки (а они могут, как вы уже знаете, исчезать полностью), то причастие становится похожим на прилагательное. Тогда частица НЕ пишется с причастием слитно, как с качественным прилагательным. Исчезновение пояснительных слов у причастия делает его похожим на прилагательное.
Какие у вас будут вопросы? Если нет вопросов, переходим к упражнениям.
Упр. 1. Выполняется устно. Учитель читает предложение. Ученики находят в нем причастия и причастные обороты, определяемое существительное, применяют нужное правило правописания частицы НЕ.
Образец: НЕподмазанное колесо скрипит. НЕ остывшая от зноя ночь. Невыполненное обещание, что письмо на воде. (Посл.). Если есть хоть один человек, НЕ имеющий права на землю, то НЕзаконно само право земельной собственности. (Л. Толстой). Народу русскому пределы НЕ поставлены: пред ним широкий путь. (Н. Некрасов). Он окинул меня НЕдоумевающим взглядом. Сруби дерево, НЕ дающее тени. Мальчишка рос в НЕ обозначенном на картах рабочем деревянном городке. (Лузгин). Орел поднимается кверху, в НЕомраченную высь. (Лузгин). Оригинальность – НЕ случайное, а необходимое свойство гениальности. (Белинский). НЕвспаханный пласт урожая не даст. (Посл.).
Упр. 2. Объяснительный диктант. (Объяснения после письма). Записываются предложения без пояснительных к причастию слов.
НЕ вымытая поваром посуда лежала на столе. НЕ распакованные до сих пор чемоданы загромождали комнату. НЕ отправленная товарищу книга оказалась у Пети в портфеле. НЕ проверенные учителем тетради были принесены в класс по ошибке. После бури, НЕ прекращавшейся целые сутки, сразу потеплело.
Упр. 3. Предупредительный диктант. (Объяснения перед письмом). Предложения дополняются пояснительными к причастию словами.
НЕиспользованная энергия горных рек поистине огромна. НЕскошенный луг пестрел цветами. НЕзамерзающее озеро раскинулось перед туристами. К огороду вела НЕрасчищенная дорожка. НЕвыученный урок заставил Костю покинуть футбольную площадку. НЕдопитый стакан молока стоял на столе. (Некоторые слова для справок: человеком, отцом, круглый год, никем, с вечера, ребенком).
Упр. 4. Комментированное письмо. (Объяснения во время письма). В данных предложениях полные причастия заменяются краткими. В результате образуются нераспространенные предложения.
НЕзамеченные ошибки. НЕосвещенная комната. НЕдостроенный дом. НЕраспечатанное письмо. НЕзакрытое окно. НЕрешенная задача. НЕсрубленное дерево. НЕнаписанное сочинение.
Упр. 5. Для разных работ с классом.
Дела и занятия, (НЕ) требующие полного напряжения ума и воли, (НЕ) содержащие трудностей, (НЕ) заслуживают больших похвал. (НЕ) понимающий вашего молчания, не поймет, вероятно, и ваших слов. (А.Н.Толстой). Людям, (НЕ) слушающим совета, нельзя помочь. Ничем (НЕ) ограниченное воображение создает мнимую действительность. (Салтыков-Щедрин). Стремление к добру свойственно всякому человеку, (НЕ) лишенному благородства души. В ком честь жива, (НЕ) вынесет (НЕ)правды. (Шиллер). Человек (НЕ) птица, а летает. (Посл.). Даже в непогоду сквозь тучи пробивалось солнце, и воздух казался (НЕ) серым, а лучистым. (Гончаров). Два тополя врезались в красноватую зарю: как (НЕ) зажженные факелы. Горизонт над морем слабо сиял от света (НЕ) взошедшего солнца. Все жалуются на (НЕ) достаточность памяти, но (ни) кто еще (НЕ) пожаловался на (НЕ) хватку здравого смысла. (Ларошфуко).
Упр. 6. Напишите сочинение на тему “Что такое истинная дружба?”. Возьмите в качестве эпиграфа стихотворение В. Жуковского “Скатившись с горной высоты, лежал во прахе дуб, перунами разбитый, а с ним и гибкий плющ, вокруг его обвитый. О, дружба! Это ты”.
Можно начать с выяснения того, прав ли Жуковский, утверждая, что плющ, погибший вместе с дубом, не пожелал расстаться с ним, потерять его. Ведь плющ был виновником гибели дуба. Обвившийся вокруг его ствола паразит высосал из “друга” соки. Обессилевший дуб не смог вынести бури и погиб. А Жуковский не знал паразитической натуры плюща и наградил его званием истинного друга. Далее вы рассуждаете о том, в чем заключается истинная дружба, как она возникает, как и долго ли поддерживается, привести литературные, исторические или жизненные примеры. Расскажите о своем друге, если он у вас есть, о том, какие общие черты у вас с другом есть, как вы смотрите на учебу, на спорт, на развлечения и т.п. Можно ли дружить с человеком противоположных мнений, разных политических убеждений? Почему?
Употребляйте причастия.
Упр. 7. Морфологический разбор причастий из упр. 5.
Для тех, кто предпочитает индуктивный метод, разрабатываем основную часть правила иначе.
Частица НЕ пишется с причастиями то слитно, то раздельно (с одним и тем же словом). Разберем такие два предложения: “Мы вошли в неосвещенную комнату. Лес, еще не освещенный солнцем, угрюмо молчал”. Чем отличаются причастия в первом и втором предложениях? У них два отличия. Первое – написание частицы НЕ, второе – сейчас проанализируем. Разбираем второе предложение по членам. Ученики находят, что подлежащее в нем ЛЕС, сказуемое – МОЛЧАЛ. Каким членом предложения является “не освещенный”? Определением. Поставьте к нему вопрос. Правильно. “Какой лес?” Так к какому слову относится “не освещенный”? Какое существительное оно определяет? Оно определяет слово ЛЕС. А теперь разберите слово СОЛНЦЕМ. Каким членом предложения оно является? Дополнением. Какое слово оно дополняет? Поставьте к нему вопрос. Не освещенный чем? Солнцем. Значит, это слово поясняет причастие. Значит, в этом предложении причастие имеет пояснительные слова (солнцем, еще).
Обратимся к первому предложению. Есть ли в нем пояснительные слова? Разбираем его по членам и видим, что причастие в нем не имеет пояснительных слов. Вот в чем различие между двумя причастиями. Одно не имеет пояснительных слов и пишется с НЕ слитно, другое имеет пояснительные слова и пишется с НЕ раздельно. Значит ли это, что пояснительные слова решают, как нужно написать частицу НЕ? Сформулируем эти правила.
Если … причастие не имеет пояснительных слов, то …частица НЕ пишется слитно. Если … причастие имеет пояснительные слова, то … частица НЕ пишется раздельно. Текст правил создается учениками с помощью учителя.
Не кажется ли вам это правило противоречивым? Почему пояснительное слово оказывается таким могущественным? Проясним эти вопросы. Вы знаете, что природа причастия двойственная. Оно стоит между глаголом и прилагательным, т.е. имеет признаки и глагола, и прилагательного и даже, как вы узнали недавно, переходит в эту часть речи, порывая с глаголами полностью или частично. Иногда, наоборот, в причастии усиливаются глагольные признаки. В частности, пояснительные слова усиливают глагольную природу причастий и препятствуют переходу причастий в прилагательные.
Сформулируем правило. С помощью учителя создается текст правила. Когда НЕ с причастиями пишется слитно? Частица НЕ пишется с причастиями слитно, если … оно не имеет пояснительных слов. Учитель обращается к одному из средних учеников: “Повтори”. Ученик повторяет. Если затрудняется вызванный ученик, передают слово желающему.
Так же создается правило о раздельном написании НЕ с причастиями. Ученики приводят примеры слитного и раздельного написания НЕ. Для ускорения темпа работы учитель подсказывает глаголы, от которых ученики образуют причастия и вводят эти причастия в предложения.
Есть еще одно условие, которое усиливает глагольную природу причастий, – это роль причастий в предложении. Какую основную роль в предложении выполняет глагол? Роль сказуемого. Какие причастия бывают в предложении сказуемыми и не могут выполнять роль определения? Краткие страдательные причастия. Они ближе к глаголам, чем к прилагательным. Как же нужно писать частицу НЕ с краткими страдательными причастиями в роли сказуемого? Только раздельно. Задача НЕ решена. Письмо НЕ написано. Уроки еще НЕ выучены. Книга НЕ прочитана.
Далее учитель знакомит с последними правилами правописания НЕ с причастиями (при противопоставлении, при отсутствии форм причастий без НЕ) и переходит к закреплению материала, к упражнениям в устном и письменном анализе причастий с частицей НЕ, как уже показано выше.
Правописание частицы НЕ – последний раздел изучения причастий. Можно подвести итоги: общее повторение.
Контрольные вопросы.
1. Что такое причастие? Какие признаки глагола оно сохраняет?
2. Какие признаки прилагательного приобретает причастие?
3. Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
4. Как образуются действительные причастия настоящего и будущего времени?
5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
6. Как изменяются краткие и полные причастия?
7. Какую роль в предложении выполняют краткие и полные причастия?
8. Расскажи о переходе причастий в прилагательные и существительные.
9. Когда пишется Н, а когда НН в суффиксах полных и кратких причастий?
10. Как пишется НЕ с полными и краткими причастиями?
11. В каких случаях большое значение для письма имеет наличие или отсутствие пояснительных слов при причастии?
Упражнения для повторения.
Упр. 8. Предупредительный диктант.
Говорят древние мудрецы. Очень плох человек, (не) знающий и (не) пытающийся что-нибудь узнать (греч.). Рана от копья быстро заживает, но причине…ое словом ранение (не) излечимо (инд.). Коварный человек подобен обнаже…ому мечу: внешний вид его пр…влекателен, но малейшая (не) осторожность в обращении с ним грозит увечьем (евр.). Хв…стливого воина, (не) имеющего на теле ни одной царапины, легко ул…чить во лжи, если он утв…рждает, что храбро сражался (инд.). Анализируя свои посту…ки, можно обнаружить допуще…ые оши…ки (евр.). П…хвала, исходящ… от человека, которому ты н…чего хорошего не …делал, спр…ведлива (араб.).
Упр. 9. Объяснительный диктант.
Книга – это духовн… зав…щание одного пок…ления другому, совет ум…рающ… старца юнош…, нач…наю… жить, пр…каз, перед…ва…мый часовым, отпр…вляющ…ся на отдых, часовому, заступающ…му его место. Вся жизнь последовательно оседала в книг…: пл…мена, люди, государства исчезали, а книга ост…валась. Но книга не только прошедшее: она сост…вляет д…кумент, по которому мы ввод…мся во владение настоящ…м, во владение всей суммой истин, найде…ых стр…даниями, облитых иногда кровью и потом. Она програ…а будущ… . Надо ув…жать книгу (А. Герцен).
Упр. 10. Комментированное письмо. Объясняются пропущенные буквы и запятые для выделения причастных оборотов.
Тополь к…чает в саду верхушкою, пожелтевш…ю до последн… листа. Косо т…нулись (не) остывш…е вечерн…е тени (Серафимович). Разрывы бомб сливаются в сплошной, (не) умолкающий гул. Дождь лил и лил (не) перестающими потоками. (Не) обдуманное заранее, а внезапно пришедш… в голову соображение поразило меня: но я его не высказал. Была пора, и лед потока лежал под снежной пел…ной, т…ился речк… бег живой, (не) досягаемой для ока (А. Фет).
Ираида ПРОНИНА,
кандидат педагогических
наук;
Елена ПЕРФИЛЬЕВА,
кандидат психологических
наук
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте