Людмила Андреевна НЕКРАСОВА стала директором Физико-математической школы совсем недавно, в эпоху пандемии. Мы беседуем с ней после окончания ЕГЭ, когда классы опустели, но группы подростков все равно стоят на улице, обсуждают экзамен, делятся впечатлениями и переживаниями. А потом они все идут в свои общежития.
История ФМШ началась в 1962 году, когда была поставлена цель подготовить молодежь для работы в науке. У основателей-академиков родилась идея конкурсного отбора талантливых школьников в области физики и математики через систему олимпиад, а затем их обучение в специализированной школе-интернате при университете в течение одного-двух лет с последующим поступлением в НГУ. Об этом и задаю свой первый вопрос:
– Людмила Андреевна, каково быть директором школы-интерната, особенно сейчас?
– Я сама училась здесь, в мое время обучение уже было рассчитано на 3 года, – рассказывает Людмила Андреевна. – Причем набор ведется на трех-, двух- и одногодичный курсы обучения. Поэтому у нас 3 девятых класса, 8 десятых и 11 одиннадцатых – выпускных. Когда я поступила учиться в ФМШ, для меня это были волшебные годы. Я чувствовала себя счастливой буквально каждый день! Конечно, о многом я даже не задумывалась, ведь все было налажено. Занятия с учителями, лекции ведущих ученых, воспитатели в общежитии, столовая, все организовано.
– Значит, новоиспеченный директор знает процесс изнутри, как бы снизу, а теперь видит и сверху?
– Можно и так сказать, – смеется она. – Наш статус означает, что подростки являются учениками, и именно школа-интернат отвечает за их безопасность и благополучие круглосуточно и круглогодично. Я не хожу в общежития каждый день, но постоянно держу руку на пульсе, всегда в курсе происходящего. Какими бы взрослыми школьники 15‑18 лет себя ни считали, по закону это дети, и мы за них отвечаем. Как педагоги со стажем, мы знаем: работая с детьми, всегда надо быть готовым к неожиданностям. И школа, и общежития расположены в кампусе НГУ, заборов нет.
В 1988 году при участии председателя Сибирского отделения Академии наук академика В.А.Коптюга и академика РАО А.А.Никитина ФМШ получила новое название и иной статус – «Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) НГУ».
Никитин – выпускник ФМШ, около двух десятилетий проработал здесь директором. В СУНЦе появились кафедры, более активной стала исследовательская деятельность преподавателей и учеников, стали проводиться региональные и всероссийские учительские семинары и конференции, летние школы. Издаются труды преподавателей, пособия по ведущим дисциплинам, включая гуманитарные. СУНЦ – официальное название. В обиходе по-прежнему звучит привычное название «ФМШ», а учеников называют «фымышата». Часто можно услышать, что ФМШ – это научный Хогвартс, где изучают не магию, как в книгах о Гарри Поттере, а именно науку. В 2017 году СУНЦ вошел в Топ-25 лучших школ РФ.
– Интересно, думали ли вы в юные годы, что можете стать директором такой школы?
– Нет, но я выросла в педагогической среде и с детства мечтала стать учительницей, – признается руководитель ФМШ. – От своей бабушки я знала, например, что очень важен настрой, с которым учитель входит в класс. Я рада видеть своих учеников и верю, что они рады встрече со мной.
Задаю вечный вопрос о дисциплине, Людмила Андреевна пожимает плечами: «Если к ученикам подходить по-доброму, не ругать их без причины и тем более не повышать голос, все будет в порядке».
По окончании вуза Людмила Андреевна пришла работать в лицей №130 учителем биологии. В 2017 году стала директором экономического лицея, а в 2020‑м решила принять участие в конкурсе «Лидеры России». Победила в третьем сезоне, ее работа была представлена среди ста других работ-финалистов. Ее наставником стал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. А после победы в конкурсе ее назначили директором СУНЦа (предыдущий глава школы ушел с поста по возрасту). Возглавить школу-интернат для одаренных детей именно сейчас, когда по-прежнему сохраняются не только масочный режим, ограничения, переход с очного обучения в онлайн и обратно, думаю, было нелегко. Но достаточно молодая преподавательница с опытом работы директором учебного заведения справилась с непростым назначением.
– Основными задачами на новом месте службы я вижу развитие СУНЦа как структурного подразделения Новосибирского государственного университета, сохранение традиционных приоритетов ФМШ по подготовке кадров для сибирской науки, обеспечение современных условий для развития одаренных детей из Сибирского федерального округа и других регионов, – поделилась планами в новой должности Людмила Некрасова.
– Главное – дети, – говорит она. – У меня в ведении школа-интернат. Это огромная ответственность. У нас прекрасный коллектив, я чувствую себя частью замечательного содружества.
Нелишне напомнить, что все выпускники СУНЦа поступают в вузы: большая часть – в НГУ, остальные – в другие ведущие вузы России. За минувшие десятилетия школу окончили более 16000 человек. Более 4000 выпускников стали кандидатами, а более 500 – докторами наук. Пять выпускников были избраны действительными членами и семь – членами-корреспондентами РАН.
Напоследок прошу привести какую-нибудь любимую цитату об учебе. Людмила Некрасова вспомнила крылатую мудрость лауреата Нобелевской премии Макса фон Лауэ: «Образование – это то, что остается, когда все остальное забывается».
Лучше и не скажешь.
Историческая справка
Физико-математическая школа (ФМШ) для одаренных старшеклассников, показавших большие успехи в изучении математики, физики, химии, биологии, была основана при Новосибирском государственном университете в 1963 году по инициативе академика Михаила Алексеевича Лаврентьева. Он также является одним из отцов-основателей Сибирского отделения РАН: после его доклада Правительством СССР в 1957 году было принято постановление о строительстве Академгородка в 30 километрах от столицы Сибири города Новосибирска.
Нина КОПТЮГ, Новосибирск, фото автора
Комментарии