24 сентября участники конкурса «Учитель года России-2012» отчитывались о своей работе на «Методических объединениях» и давали открытые уроки. Ваш специальный корреспондент выбрала сегодня уроки как самое «вкусное» в конкурсном меню. Если член жюри не имеет право выбирать, на какой урок идти, он обязан смотреть занятия своей группы, то для журналиста это своего рода лотерея – куда направиться? Где интереснее? Скажу честно – пошла на знакомые имена…
В первый раз урок учителя Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А. Алексеева Республики Саха (Якутия) Нюрбины Габышевой я увидела в январе этого года, когда участвовала в программе для учителей года «Рождественские каникулы»… Это был урок литературы. Теперь же Нюрбина Николаевна давала занятие по русскому языку на тему «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса». И начала она разговор со смешного схематичного рисунка девочки на интерактивной доске. Оказалось, что это сама Нюрбина в детстве. «Это шедевр?» – спросила учительница. «А что такое шедевр?». «Достойное произведение искусства», – сразу нашлись ребята. «Шедевр» – слово. Синонимы к нему – «образцовое изделие», «венец творения», «высшее достижение» и так далее – это словосочетания. Затем шестиклассники начали работу в группах. Задача была не очень сложная, но ответственная: «Составить три словосочетания со словом «шедевр», три предложения со словосочетаниями, включить предложения в связный текст». Потом ребята постигали значение лингвистического явления «лакуна» и знакомились с такими лакунами, как «но», «кутияттам», «Олонхо». Липецкие школьники поняли очень важную вещь: люди, говорящие на одном языке, иногда не понимают друг друга потому, что не знают культуру другого народа. К непониманию приводит пренебрежение лакунами – словами, отражающими другую культуру.Историк гимназии №2 города Кирово-Чепецка Александр Шибанов – не только учитель года Кировской области, но и участник нашего заочного редакционного конкурса методических разработок «Сто друзей», а также автор «Учительской газеты». Было любопытно увидеть не письменный сценарий, но живой урок педагога. Занятие, посвященное экономическому развитию России после Отечественной войны 1812 года, оказалось действительно весьма живым, интересным, разнообразным. «Фишкой» Александра Владимировича стали межпредметные связи, очень естественно возникающие по ходу урока. Во-первых, конечно, с литературой. «Бородино» Михаила Лермонтова цитировали сами восьмиклассники, а отрывок из «Евгения Онегина» Александра Пушкина стал на несколько минут настоящей интригой. Еще на уроке был разбор отрывка из монографии Андрея Сахарова «Александр Первый»… Во-вторых, с изобразительным искусством. Ребята отвечали на вопрос: почему для понимания темы важна картина Шишкина «Рожь»? Что понравилось самим школьникам на уроке? Об этом они рассказали в финале: «В первый раз в жизни разгадывала кроссворд на истории», «Урок не похож на все те, которые я видел раньше», «Понравилась параллель истории с литературой». Александр Шибанов признался, прощаясь со своими конкурсными учениками: «Я благодарен, что судьба свела нас в Липецке, рад, что история помогает вам расти истинными сынами Отчества».Учитель года Республики Хакасия Светлана Кричевцова весной стала победителем конкурса классных руководителей «Мудрая сова», который проводит наша газета. И, конечно, я с удовольствием помчалась на урок английского языка, который Светлана Феликсовна давала десятиклассникам в Липецке. Темой урока стал «Взгляд в будущее», что весьма актуально для шестнадцатилетних. Учитель и ученики быстро нашли общий язык – естественно, английский, беглый, грамотный, как и положено, без единого русского слова. Прежде чем говорить о том, что их ждет завтра, ребята написали на карточках о себе сегодняшних – хобби, семье, любимых и не любимых занятиях, о друзьях, доме. А затем учительница предложила им рассказать о хобби, но не своих, а друзей-одноклассников. Следующее задание было посложней. Школьники должны были схематично представить свою жизнь через десять лет, а затем объяснить рисунки – но опять-таки не свои, а чужие. Кто-то говорил уверено – «будет юристом, воспитает двоих детей», а кто-то сомневался: «Кажется, она хочет быть врачом…». В конце урока ребята написали на листках свои самые заветные желания, привязали листочки к шарикам и выпустили в окошко. Совсем так, как это сделали в день открытия конкурса сами конкурсанты.Про себя могу сказать, что одно из моих желаний точно сбылось – я познакомилась с учителями, которых знала только заочно… Спасибо конкурсу!
Комментарии