Преподавание физики меня привлекало еще со старших курсов Московского физико-технического института, когда я начал подрабатывать репетитором. Мне нравилось учить школьников, нравилось объяснять сложные моменты в темах, учить решать нетривиальные задачи. Я был горд, когда мои ученики проявляли успехи.
В 2009 году я окончил МФТИ по специальности «прикладные математика и физика», после чего несколько лет работал аналитиком в коммерческих фирмах, но репетиторства не прекращал, так как считал своим призванием преподавательскую деятельность. И вот в 2012 году решил устроиться учителем, обратился в школу №221 на Верхней Масловке (теперь школа имеет номер 205 и носит имя Героя Советского Союза Евгения Кузьмича Лютикова), куда меня и приняли. Имея опыт работы репетитором, я намеревался перенести его в школу: учить ребят решать сложные задачи, обращать внимание на важные теоретические нюансы, перед уроками продумывал последовательность рассуждений, выбирал нестандартные задачи для разбора. Но оказалось, что не все ученики в классе внимательно следят за ходом урока: кто-то отвлекается на перешептывания с соседом, кто-то обращает внимание на мобильный телефон. То есть опыт индивидуального занятия, когда ты полностью владеешь вниманием ученика, не всегда получается перенести в большой класс. Вызывать у ребят интерес к предмету и добиваться вовлеченности всего класса оказалось сложной, но интересной задачей. Даже если я на каком-нибудь уроке мог держать внимание всего класса, это не означало, что на следующем они не отвлекутся. Оказалось, что работа с детьми требует постоянной отдачи, они все время хотят нового и интересного. Поэтому вскоре, даже возвращаясь домой в транспорте, дома, да практически везде, я стал придумывать новые штуки, которыми можно было заинтересовать ребят. Я вспоминал студенческие физические шутки, например, про Ньютона, который, очертив вокруг себя квадрат со стороной один метр, стал Паскалем (единица измерения давления паскаль равна ньютону, деленному на квадратный метр.Для объяснения тем я придумывал понятные впечатляющие опыты, находил интересные факты из жизни ученых, рассказывал о практическом применении в быту и технике изучаемых законов, объяснял принцип работы бытовых приборов и механизмов: холодильника, телевизора, радио, автомобиля, атомной электростанции. И у меня стало получаться, дети стали подходить ко мне на переменах, чтобы рассказал им что-нибудь интересное. Я по-настоящему прикоснулся к огромному миру детства. За мои старания дети наградили меня своей благодарностью, я стал видеть на уроке горящие интересом глаза. А они же еще не умеют управлять своими эмоциями! Если им грустно, они грустят, если весело, смеются. Они очень искренни в выражении своих чувств и переживаний, нет похожих учеников, они все разные, даже если два ученика близнецы, каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому каждый ученик для меня ценен, будь он отличником или троечником, на моем уроке все должны найти для себя что-то полезное. Класс – сложная микросоциальная система, существующая по своим законам, которую для успешной работы еще надо понять. С классом нельзя работать как с механизмом, готовых рецептов успешного проведения урока не существует. Мне запомнился один урок в восьмом классе, на котором я рассказывал строение кристаллической решетки и объяснял явление увеличения объема тел при нагревании. Урок не задавался с самого начала, дети постоянно отвлекались и шумели. Я понял, что нужно сделать что-то необычное и привлечь внимание ребят, поэтому решил смоделировать атомную структуру вещества с помощью самих ребят, пригласил нескольких мальчиков к доске и попросил их взяться за руки. Такую конструкцию мы назвали состоянием вещества с низкой температурой. Каждый человек был атомом в кристаллической решетке, а руки означали межатомные связи. Потом я предложил ребятам начать передвигаться вокруг своих первоначальных местоположений, но ни в коем случае не расцеплять руки. Естественно, в результате этих действий ребята разошлись чуть дальше друг от друга, на что все обратили внимание. Самим участникам физического эксперимента и их товарищам это очень понравилось, и вскоре разгорелась интересная дискуссия: почему же так произошло? В конце концов мы пришли к выводу, что при нагревании атомы вещества приобретают дополнительную скорость, столкновения становятся более частыми, что приводит к увеличению объема тела. Такой нехитрый прием изменил ход урока, детям стало интересно, а значит, они запомнили его надолго. Мне дорог каждый день, проведенный в школе, – здесь мне не приходится скучать. За два года с небольшим я приобрел много друзей, познакомился со множеством молодых формирующихся личностей, которые обогатили меня искренними человеческими эмоциями и огромным позитивом. С ними я стал ответственнее и мудрее. А самое главное – понял: никогда нельзя унывать, с каждым человеком можно найти общий язык и подружиться. Евгений ПРОКОШЕВ, учитель физики школы №205 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова, финалист конкурса «Педагогический старт-2014»
Комментарии