Цели: познакомить учащихся с наукой геральдикой, рассказать о принципах составления герба, познакомить учащихся с гербами Твери, России.
Учитель: “Был на щите представлен змей, свернувшийся. И семеро из Фив таким же образом щиты снабдили знаками особыми. Там можно было видеть звезды с месяцем или мечи, и факелы, и лестницы. Угрозу городам во время приступов. В резьбе или в изображении выпуклом”. Это строки из “Фауста” Гете.
Сейчас я вам покажу некоторые из таких знаков, а вы мне ответьте на вопросы: 1. Что здесь изображено? 2. О чем нам могут рассказать эти рисунки?
Что же это за “знаки особые”? Называют их гербы. Знак этот таит в себе много интереснейшей информации. А для того, чтобы узнать эту информацию, существует наука геральдика, изучающая историю возникновения, развития и использования гербов, их символику (рисунок).
Что же удалось узнать геральдистам о гербах?
Учащийся: Знаки-символы изображать на печатях, личном оружии и других вещах начали только в средние века.
В бесконечной череде войн, охвативших средневековую Европу, выделялись наиболее важные сражения, участники которых хотели увековечить память о них.
Стали появляться символические изображения битв или подвигов отдельных рыцарей. Изображения постепенно закреплялись за рыцарями, переходили к потомкам. И когда рыцари ехали в поход и с ног до головы были облачены в металлические латы, их можно было узнать лишь по гербам.
Учитель: Давайте сравним несколько гербов и выясним, есть ли у них сходства. На первый взгляд они все разные, но если присмотреться, то можно найти много общего. Ведь существуют специальные правила для составления герба.
Я выслушаю вас, а потом сравним ваши замечания с правилами.
Идет работа по группам.
1. Герб состоял из определенных частей (щит, шлем, корона и т.д.), главной из которых был щит.
2. Приняты определенные цвета (финифть), их было 5: красный, голубой, зеленый, пурпурный, черный – и 2 металла: золото, серебро.
3. Финифть сочетали с металлом.
Учащийся: Описание тверского герба 1729 г. гласит: “На серебряном стуле подушка зеленая, на подушке корона княжеская, поле красное”.
Учитель: К ХV в. сложилось большинство современных европейских государственных гербов. В конце ХV в. первый государь объединенной Руси Иван III создал общегосударственную печать. На ней изображен всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с коронами на головах. По мере укрепления царской власти к двуглавому орлу и всаднику добавились новые атрибуты (скипетр, держава).
В 1917 г. вместе со старым миром уничтожались и его символы.
Герб РСФСР был законодательно закреплен в Конституции.
Указом Президента России 30 ноября 1993 г. введен герб – двуглавый орел. В декабре 2000-го этот герб утвержден.
Герб – это такой же символ государства, как и флаг. Его надо уважать, ибо в нем отражена многовековая история нашего народа.
Ответьте на вопросы:
1. Знак-символ государства?
2. Город, на знаке-символе которого изображена корона княжеская на подушке?
3. Один из металлов, применяемый при составлении знака?
4. Кто первым на Руси ввел общегосударственную печать?
5. Сколько основных цветов используют при составлении герба?
6. Кого поражал копьем всадник, изображенный на гербе ХV в.?
7. Цвета, которыми украшали герб?
Юлия ОДИНЦОВА,
учитель граждановедения
Максатинский район,
Тверская область
Комментарии