Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием актуальна всегда: успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития, познавательной активности ребенка, его личностных качеств. Вот почему осуществление преемственности в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Готовность детей к школе определяется совокупностью интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребенку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию школьника, успешно освоить новую для него учебную деятельность и бесконфликтно войти в новый для него мир людей.
Наше дошкольное отделение и начальная школа взаимодействуют по трем траекториям:
– согласование направлений работы по преемственности, определение целей и задач;
– тщательный отбор содержания образования как в дошкольном отделении, так и в начальной школе;
– расширение диапазона методов обучения, постоянный поиск новых форм работы с детьми, педагогами и родителями.
Переход к обучению на уровень начального общего образования педагоги нашей школы стараются осуществлять в рамках специфических детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной.
Приоритет в нашей работе – высокое качество полученных детьми знаний и умений. Главная стратегия – научить учиться.
Основными показателями готовности к школе являются уровень познавательного развития; уровень психологического развития (мышления, внимания, памяти, воображения); коммуникативное развитие, то есть умение общаться как со сверстниками, так и с взрослыми; физическое развитие, состояние здоровья; уровень развития нравственно-волевой сферы.
Подготовка детей к школе предполагает такую организацию воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.
Педагоги нашего дошкольного отделения считают важным направлением подготовки к школе формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения в дальнейшем учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, способности к творческому самовыражению. Решение образовательных задач осуществляется как через непосредственно образовательную деятельность с детьми, предусматривающую организацию различных видов активности (двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной), так и в процессе совместной деятельности педагога и детей, свободной детской деятельности, во время проведения режимных моментов.
С целью повышения эффективности работы по подготовке детей к школьному обучению наши педагоги используют разнообразные современные технологии.
Для поддержки детской познавательной инициативы используем проектную деятельность. Дети с удовольствием участвуют как в исследовательских проектах («Почему воду надо беречь?», «Вкусная каша – здоровье наше», «Да здравствует мыло душистое!», «Путешествие капельки», «Откуда берется снег?», «Загадки пластилина»), так и в творческих (создание мультфильмов «Колосок», «Колобок», «Сказка о глупом мышонке», «Путешествие осеннего листочка»), в мероприятиях «Детские новости», «Поход в театр», «А что у вас?». Расширять кругозор детей и развивать коммуникативную компетентность дошкольников нам помогают детско-родительские презентации по темам недели. С большим интересом дети рассказывают о животных Красной книги, о людях разных профессий, о музеях и театрах, о нашей Родине.
Очень актуальна на сегодняшний день технология проблемного обучения. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходят в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Мы используем эту технологию не только на занятиях познавательного цикла.
Очень помогает в работе по формированию умственных способностей детей использование технологии исследовательской деятельности: наблюдения, опыты и эксперименты, коллекционирование, создание мини-музеев в группе.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Педагоги дошкольного отделения рассматривают игру как часть учебного процесса. Обучение в форме игры увлекательно и занимательно. Для развития интеллектуальных способностей детей используем различные дидактические игры и пособия: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, конструкторы, пазлы, танграмы, лото.
Мы заметили, что очень эффективны такие формы работы с детьми, как квест, клубный час, интеллектуальные конкурсы и викторины «Знай-ка», «Хочу все знать», «Путешествие в страну знаний», а также КВН и «Поле чудес».
Большая работа ведется по формированию нравственно-волевых и физических качеств у детей, так необходимых для успешного обучения в школе.
Наши дети – активные участники муниципальных, городских и всероссийских конкурсов.
Очень помогает в совместной работе созданное нами единое образовательное пространство «начальная школа – детский сад», расположенное в близко стоящих двух зданиях. Это позволяет эффективно использовать разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями.
Дошколята с удовольствием принимают участие в экскурсиях в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой, знакомятся с учителями и учениками начального звена, участвуют в совместных мероприятиях: квестах, проектной и исследовательской деятельности, викторинах, экологических и патриотических акциях.
Воспитатели посещают уроки в первых классах, общаются с учителями начальной школы. В свою очередь учителя начальной школы – активные участники педагогического мониторинга по формированию у выпускников дошкольных групп знаний, умений и навыков в соответствии с образовательной программой.
Родителям же очень удобно встречаться с учителями, принимать участие в днях открытых дверей, получать консультации педагогов-психологов и логопедов.
Таким образом, осуществление преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием позволяет создать общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в дошкольном отделении и начальной школе, способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формирует у ребенка желание учиться и помогает нашим выпускникам легко адаптироваться к школе и быть успешными.
Ольга ЛАБАЙ, методист школы №1503
Комментарии