17-19 апреля Международный выставочный центр «Крокус Экспо» в столице посетили тысячи работников образования, управленцев, студентов, школьников и родителей. В эти дни здесь проходил 2-й Международный конгресс-выставка «Global Education – Образование без границ-2008». «Global Education» – крупнейшее комплексное мероприятие нового формата, который предполагает параллельное проведение конгресса, выставки и нескольких интерактивных проектов. В этом году деловые мероприятия конгресса были объединены общей темой «Экономика знаний». Она проходила сквозной линией на «круглых столах», олимпиадах, презентациях, мастер-классах и тренингах.
В день открытия, сразу после того, как руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев торжественно разрезал ленточку выставки, специалистов и гостей ждала насыщенная программа.
В пленарном заседании «Профессиональное образование будущего» приняли участие Евгений Бутко – заместитель руководителя Рособразования, Андрей Свинаренко – исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, представители министерств и коммерческих компаний. В центре внимания оказались вопросы взаимодействия бизнеса и образования. Представители коммерческих структур продемонстрировали здравый подход к сотрудничеству с учебными заведениями, подчеркнув необходимость учета мнения работодателя при подготовке студентов, огромную роль производственных практик. Отрадно было услышать о социальной ответственности предприятий и компаний, заинтересованности их в качественной подготовке специалистов. Большой интерес вызвало обсуждение возможных форм участия бизнеса в наполнении содержания профессионального образования, разработке минимальных социальных и государственных стандартов в образовании.
Необходимо отметить, что такой опыт уже появляется, но далеко не в тех масштабах, в каких хотелось бы. До сих пор, к сожалению, в большинстве случаев бизнес ограничивается сетованиями на несоответствие качества подготовки выпускников современным профессиональным требованиям, оторванность полученных ими знаний от реальных технологических и производственных процессов.
Абсолютно единодушны эксперты и участники конференции оказались лишь в оценке роли государства и бизнес-структур в финансировании образования. Оно не может выживать на те средства, которые сегодня выделяются из федерального бюджета. Все выступающие отметили, что образование должно стать реальным приоритетом в финансовой политике государства, а институты бизнеса могут и должны реально участвовать в создании условий для подготовки востребованных специалистов. Представители органов управления вели разговор о модернизации системы профессионального образования. Определенную настороженность вызвало прозвучавшее в контексте обсуждения утверждение о сближении стандартов бакалавриата и среднего специального образования.
Центральным событием конгресса стала международная конференция «Глобальная экономика знаний: диалог в России», в ходе которой российские и международные эксперты из Великобритании, Германии, Индии обсудили примеры модернизации систем образования в разных странах и обменялись опытом построения «экономики, основанной на знаниях».
Необходимо отметить тот факт, что зарубежные и российские эксперты разошлись во мнениях относительно того, чем же на самом деле является профессиональное образование – общественным благом или долгосрочной инвестицией в человеческий капитал. Достаточно бурной была и дискуссия о широкой доступности высшего образования. Эксперты согласились, что с одной стороны, «массовизация» вредит его качеству, но с другой – профессиональное образование нельзя рассматривать лишь с утилитарных позиций. У человека, решившего обучаться в вузе, должна быть свобода выбора, в рамках которой он мог бы удовлетворить свою потребность не только в профильном профессиональном образовании, но и в творческой самореализации.
Участники конференции особо отметили необходимость принятия системных мер по совершенствованию переподготовки и повышения квалификации педагогов, считая эту проблему одной из центральных в сфере ответственности государства. Большой интерес вызвал тезис о необходимости перевоплощения учителя из носителя и транслятора приобретенных знаний в своеобразного модератора, комментатора, арбитра в процессе получения знаний учениками. Авторы идеи неразрывно связывают ее с практико-ориентированным образованием, когда 70% специфических профессиональных знаний молодой человек может получать непосредственно на производстве.
На сессии «Инновации в вузах: новые источники финансирования» был представлен успешный опыт отдельных университетов по привлечению внебюджетных средств, развитию дополнительного образования. В рамках сессии «НПО и СПО нового поколения: завоевывая популярность» совместный опыт работы представили победители конкурса учреждений начального и среднего профобразования, проводившегося в 2007 и 2008 годах, и их партнеры-работодатели.
На второй день выставки состоялось пленарное заседание «Школа нового поколения». В ходе него рассматривались вопросы развития школьной системы, новые модели финансирования, проекты взаимодействия с бизнесом и социальными структурами, а также вопросы реализации различных программ в рамках ПНПО. Особое внимание было уделено презентации и обсуждению проектов автоматизации процессов управления образовательной системой. В частности участники имели возможность познакомится с деятельностью городского ресурсного центра Департамента образования Москвы. Предложенный им проект представляет собой интегрированную информационную систему управления образовательным учреждением и учебным округом. С ее помощью руководитель учебного заведения в электронном автоматизированном формате может составлять штатное расписание, планировать повышение квалификации педагогов и прохождение ими аттестации, анализировать учебную деятельность и совершать множество других управленческих функций, затрачивая минимум рабочего времени. На уровне территориального управления образованием система позволяет автоматически аккумулировать сведения о школах округа, города, оперативно получать данные по кадрам и контингенту, формировать сводные отчеты по стандартизированным формам РИК-76, Д-8, Д-12 и проводить их статистический анализ.
Опыт Москвы может оказаться полезным не только для менеджеров образования в других регионах, но и для территориальных организаций профсоюза. Это прекрасная возможность для продвижения и интеграции в автоматизированные системы управления своих методов социального аудита – таких, как социальные паспорта образовательных учреждений, оценка эффективности коллективных договоров и территориальных соглашений.
Также в рамках конгресса состоялся Молодежный форум «Выстраивая карьеру: путь молодого лидера». На этой дискуссионной площадке представители бизнеса, власти и подрастающего поколения обсуждали вопросы формирования системы отбора, подготовки и продвижения молодых лидеров, топ-менеджеров в различных отраслях, организациях и компаниях.
В заключительный день выставки прошли «круглые столы» и торжественная церемония закрытия.
Большой интерес посетителей вызвала экспозиция Общероссийского профсоюза образования. Вниманию гостей был предложен широкий выбор методических, информационных, учебных сборников и материалов. Кроме того, все желающие смогли получить профессиональные консультации специалистов профсоюза. На стенде проводилось анкетирование посетителей, и после обработки анкет с уверенностью можно утверждать, что о такой общественной организации, как Профсоюз работников народного образования и науки РФ, знают, а многие в ней состоят. Активное участие в работе выставки приняли ребята из профсоюзной студенческой организации Московского института стали и сплавов. С их легкой руки самым популярным на выставке стал слоган «Знает даже президент: профсоюзы – это бренд!»
Комментарии