search
main
0

Знаешь ли ты свой край? Экологический десант

Проблема выживания человечества и сохранения биосферы требует, чтобы каждый человек был подготовлен к экологически целесообразной деятельности в любой сфере труда и общественной жизни, а для этого необходим качественно новый подход к экологическому образованию и воспитанию.
Дополнительное образование имеет большие возможности педагогического воздействия на формирующуюся личность при использовании большого разнообразия форм, методов работы и мотивационных средств.
Особенно велико значение эколого-краеведческой деятельности в охране природы. В процессе такой работы могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры.

Пояснительная записка
Значимость проведения “Экологического десанта” обусловлена необходимостью обучения учащихся осмысленному и бережному отношению к природе, ее богатствам, развития экологического сознания, мышления, культуры и мировоззрения этих детей, в образовании которых часто отсутствует эколого-краеведческое направление.
Особое место этого мероприятия обусловлено тем, что эколого-краеведческая работа дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Это имеет большое значение для одновременного решения общеобразовательных задач, составляющих принадлежность нескольких предметов. Примером такой межпредметной связи в данном случае может быть работа по картированию местности, когда решению географических вопросов большую помощь оказывает математика. Связывает такая эколого-краеведческая работа изучение природного наследия, географии и истории.
В соответствии с этим целью проведения “Экологического десанта” является воспитание экологической культуры у учащихся через формирование экологических знаний, умений и ценностных ориентаций, системы экологически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение качества окружающей среды.
Реализация основной цели осуществляется через ряд задач:
формирование определенных экологических понятий и навыков;
воспитание гражданского самосознания личности и патриотизма;
развитие творческой инициативы.
Это мероприятие разделено на три этапа и проводится ежегодно в период проведения Всероссийских дней защиты от экологической опасности с марта месяца по июнь. Завершается общим праздником 5 июня – Всемирным днем земли.
На первом этапе предусмотрены следующие мероприятия:
Е Торжественное открытие I этапа “Экологического десанта”, на которое необходимо пригласить средства массовой информации, представителей ЖКО или ДУ, администрации района, администрации школ-участниц, общественность.
ЕПроведение картирования местности выбранного экологического объекта. Объект делится на сектора, каждое звено учащихся получает задание составить топографическую карту своего участка, при этом обозначаются все экологически неблагополучные места и субъекты, вид загрязнения или поражения.
ЕУборка видимого на поверхности снега мусора.
ЕПроведение в помещении конкурсной программы, в которую включаются интеллектуально-экологические задания и задания, в ходе которых учащиеся находят реальные способы решения экологических проблем данного объекта или города (района) в целом. Экологические плакаты предлагается выполнять на твердой поверхности (ДВП, ДСП) с деревянным колышком для удобства установки на территории объекта. В содержание плаката лучше всего помещать информацию об объекте “Экологического десанта”. Например, “В нашем сквере за эту зиму сломано 5 деревьев, повреждено 15 берез и кленов, перевернуто 3 урны, сломано 4 скамьи”, “В нашей роще нет ни одного скворечника” и т.д. Плакаты устанавливают в различных местах объекта на II этапе десанта. Лучшие работы конкурса “Домашнее задание”, выполненные из отходов цивилизации, выставляются в местном клубе, школе, УДО.
ЕНа основании предложений по итогам конкурсной программы составляется листовка, которую дорабатывают, ксерокопируют и распространяют на II этапе мероприятия в районе экологического объекта.
ЕПодводятся итоги конкурсной программы, проводится награждение победителей, участники информируются о плане проведения II этапа десанта. Участникам предлагается ко II этапу вырастить или приобрести рассаду неприхотливых цветов для высадки.
По итогам I этапа выпускается статья в средствах массовой информации. Участникам мероприятия сообщается название и номер издания. Подготавливаются и вручаются благодарственные письма спонсорам и участникам. Составляется единая топографическая экологическая карта объекта, на которой проставляются изменения.
II этап мероприятия проводится в середине мая по прилагаемому плану. Рекомендации к организации и проведению такие же, как для первого этапа. По окончании II этапа рекомендуется пригласить в школы (в тайне от учащихся) представителей жильцов домов, находящихся в районе экологического объекта, для выражения мнения и благодарности участникам десанта.
Во время проведения III этапа Экологического десанта 5 июня организуется праздничная программа, в которую включаются торжественное открытие, установка экологической карты данного объекта, конкурс рисунков на асфальте, конкурс стихов о родном крае, спортивные соревнования, интеллектуально-экологические игры, концерт детских коллективов, награждение, торжественное закрытие мероприятия.

Сценарий конкурсной программы “Экологического десанта”
Вы получили пригласительные билеты. Посмотрите, у кого на пригласительном билете стоит штамп.
Представьтесь. Это наша экспертная группа, которая будет оценивать плакаты. Возьмите оценочные листы и можете приступать к работе. Конкурсную программу “Знатоки” будет оценивать независимая экспертная группа из троих сотрудников ОДЭТЦ (представление).
Мы переходим к конкурсу знатоков.
Команды, занимайте свои места. Вам дается 5 минут, чтобы придумать название команде и девиз.
Итак, команды, представьтесь.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек в современное время, чтобы не совершать новых экологических ошибок?
Отлично. Посмотрим, обладаете ли вы этими качествами.
Первое задание
Вы все знаете, что природные ресурсы Земли истощаются. Поэтому становится актуальным вопрос использования вторичного сырья.
Подумайте и напишите, как можно применить использованную пластиковую бутылку. Команда, которая найдет наибольшее количество вариантов, получает 5 баллов. Времени для выполнения задания дается 5 минут.

Второе задание
Знаете ли вы растения, которые пока еще достаточно широко распространены в нашей области.
Необходимо из карточек сложить 8 изображений растений и определить их названия (макс. 8 баллов, время – 5 мин.)

Третье задание
Вы – инопланетяне. Вы хотите спасти эту прекрасную планету.
Каждый участник команды должен написать одно реальное действие, которое изменит экологическую ситуацию к лучшему (баллы по количеству участников, время – 5 минут).

Четвертое задание
Блицвопросы (5 рисунков-заданий): я задаю вопрос и показываю картинку, даю одну минуту времени. Команда, первая поднявшая руку, отвечает. Если ответ неправильный, право ответа переходит ко второй команде. Правильный ответ – 5 баллов.

Игра со зрителями
Я приглашаю 7 добровольцев. Сейчас вы увидите экологическую сказку про корнеплод, который вытащить из земли удалось только коллективными усилиями. Что это за сказка? Правильно, “Репка”.
Итак, ваши слова:
Репка – а вот и я
Дедка – вот это да
Бабка – тьфу ты
Внучка – всегда готова
Жучка – ав-ав
Кошка – о▓кей
Мышка – (у нее особое задание).
Давайте порепетируем.
Каждый раз, когда я называю героя, этот герой должен произносить свои слова.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Да одному тяжело. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Не получается. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Снова не получается. Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Но никак не вытянуть репку. Тогда позвала кошка мышку. Прибежала мышка к репке, да как заорет страшным голосом: а я тебя сейчас съем! Репка испугалась и выскочила из земли.

Юлия БРОВИНА,
методист областного детского экскурсионно-туристского центра
Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте