Тема “Преступления против
чести и достоинства”
Цель: сформировать общие представления об основных видах правонарушений против чести и достоинства личности и ответственности за них.
Задачи: способствовать формированию отношения к чести и достоинству как высшим нравственным ценностям человека; предупредить об опасностях, связанных как с возможностями совершения преступлений против личности, так и вероятностью стать объектом этих преступлений.
Материалы к уроку:
Соколов Я. Граждановедение. Учебное пособие. 7-й класс. ╖ 13; Уголовный кодекс РФ (стр. 126, 129, 130, 213).
1. Урок уместно начать с выполнения задания два (стр.98). Мнения ребят желательно записать на доске, объяснив предварительно, что такое дуэль (поединок с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них), и рассказав в объеме учебника о гибели на дуэли А.Пушкина и М.Лермонтова.
Обобщая ответы учащихся, учитель формулирует тему урока.
2. Учащимся предлагается задание.
Определите значение понятий честь, достоинство.
Честь – это хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.
Знакомство с преступлениями против чести и достоинства организуется на основе работы с фрагментом учебного текста и статьями 127, 128 УК РФ.
Статья 127. Незаконное лишение свободы.
1. Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением,
– наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц,
– наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
Статья 128. Незаконное помещение в психиатрический стационар.
1. Незаконное помещение лица в психиатрический стационар
– наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения либо повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия,
– наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Класс делится на четыре группы, каждая из них получает задание.
Прочитайте указанный учителем отрывок (статью).
Выделите в нем информацию о преступлении против чести и достоинства и наказания за него.
Подготовьтесь к заполнению рабочего листа “Преступления против чести и достоинства” (записи делаются на доске и в тетрадях во время отчета групп).
3. Как показывает практика, ребята не воспринимают всерьез такие преступления, как оскорбление и клевета. Часто они приводят многочисленные примеры подобных деяний, которые остаются безнаказанными. Целесообразно предложить выполнить задания к разделу “Познай людей и самого себя” (стр.99-100).
4. Важное значение имеет вопрос об умении человека защищать свои честь и достоинство.
Защита прав и свобод человека является нормой Российской Конституции. Но, к сожалению, это не означает их автоматического соблюдения и уважения. Человек должен уметь защищать свои права, честь и достоинство. Для этого он может обратиться в милицию, прокуратуру, суд.
Полезно обсудить также причины и обстоятельства того, как человек по собственной вине теряет честь, достоинство, уважение окружающих.
Задания для учащихся.
Прочитайте слова, принадлежащие Эпиктету. Как вы их понимаете?
Приведите конкретные примеры, подтверждающие мнение римского философа.
Приходилось ли вам читать в прессе, слышать по телевизору или радио материалы, оскорбляющие, по вашему мнению, честь и достоинство известных людей, политиков, бизнесменов?
Учащиеся, как правило, выражают недоумение по поводу содержания некоторых материалов, им кажется удивительным, что их авторы не наказаны. Учитель должен объяснить, что каждый человек, избравший политическую и государственную карьеру, становится “прозрачным”. Понимая это, он готов к появлению в печати материалов, не всегда для него желательных и приятных. Если эти материалы выходят за рамки морали и права, содержат клевету, то он, как и любой гражданин, может обратиться в суд с иском против автора или издания.
5. Домашнее задание
╖ 13, вопросы. Прочитайте ╖ 14 и подготовьте вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Тема “Преступления против половой неприкосновенности”
Цель: предупредить школьников об опасностях, связанных с преступлениями против половой неприкосновенности.
Мы не предлагаем специальной методической разработки урока, поскольку в учебнике подчеркнуто, что данная тема предлагается для самостоятельного ознакомления.
Мы всегда проводим обсуждение прочитанного. Для этого необязательно сразу начинать разговор с острых вопросов. Можно предложить задание 1 (стр. 105-106). “Нейтральный” текст позволяет перейти к обсуждению более сложных тем.
Но в чем учитель может быть совершенно уверен, так это в том, что семиклассники обязательно прочтут весь текст параграфа. Это само по себе достижение: в тексте все акценты расставлены достаточно ясно.
Если ребята попросят провести с ними специальное занятие, постарайтесь говорить с ними, как со взрослыми людьми. Особенно важно обсудить вопрос о провоцирующем поведении несовершеннолетних как одной из причин преступлений против половой неприкосновенности.
Очень важно также предупредить их об опасностях. Повторите известные рекомендации: не вступайте в разговоры с незнакомыми людьми, не садитесь в лифт, если в нем находится неизвестный человек, и т.д.
Постарайтесь излишне не драматизировать проблему, не пугать детей сообщениями о маньяках, бродящих поблизости.
Очень важный аспект этой темы – проблема человеческого достоинства (она поставлена в отрывке “Подвал” из раздела “Прочтите и подумайте” и в высказывании П.Бомарше из раздела “В мире мудрых мыслей”).
Тема “Преступления против здоровья и жизни”
Цель: сформировать общие представления об ответственности за преступления против здоровья и жизни личности.
Задачи: показать основные виды преступлений против здоровья и жизни, ответственность за них; развить представления о принципе неотвратимости наказаний за преступления.
1. Продолжая знакомство с преступлениями против личности, целесообразно предложить учащимся следующее задание.
На призыв совершить поступок, пожертвовать чем-то ради важной цели кто-то отвечает: “Почему именно я?”. Другие соглашаются: “Кто, если не я?”. А какова ваша позиция?
Ребята, как правило, высказывают различные мнения. Учителю остается лишь констатировать, что в обществе действительно существуют разные точки зрения.
2. Для работы над новой темой класс делится на две группы. Одна – из сторонников принципа “Почему именно я?”, другая – принципа “Кто, если не я?”. Желательно, чтобы игровые и реальные позиции учащихся совпадали.
Обеим группам предлагается проанализировать ситуации и определить свое поведение исходя из заданного принципа. Ответы учащиеся записывают на листах бумаги и вывешивают после окончания работы.
Ситуация 1.
Катаясь весной по льду озера, девочка упала в прорубь. Недалеко от места происшествия проходили люди, среди которых были вы. Каковы ваши действия?
Ситуация 2.
Ночью жильцы проснулись от шума в подъезде: кричала женщина и просила о помощи. Каковы ваши действия?
Ситуация 3.
Вечером водитель автомобиля, подъезжая к подъезду, уронил ограждение около поврежденного электрокабеля. Если бы водителем были вы, то каковы были бы ваши действия?
Обсудив ответы учащихся, учитель предлагает им оценить их вновь, используя материал ╖ 15.
Задания для учащихся.
Прочитайте снова описание ситуаций.
Определите, с какими негативными последствиями для людей связано их развитие.
Оцените законность предложенных вами поступков, используя материал ╖15 (с. 109-110).
Практика показывает, что в первой ситуации дети усматривают преступную бездеятельность, во второй – оставление в опасности, в третьей – преступную небрежность.
На проверку выполнения задания не надо жалеть времени, так как именно во время обсуждения может произойти осознание опасных, а иногда и преступных последствий воплощения в жизнь принципа “Почему именно я?”.
Обсуждение обычно проходит бурно, некоторые учащиеся произносят расхожую фразу: “Это не мои проблемы”. Учитель должен быть готов к тому, что им будет трудно отказаться от этой позиции, тем более что ее нередко разделяют их родители. Не нужно ставить цель убедить оппонентов в истинности принципа “Если не я, то кто же?”. Достаточно, что подвергнута сомнению позиция “Почему именно я?”.
3. Для отработки понятий “умысел” и “неосторожность” учащимся предлагается рассмотреть три ситуации.
Ситуация 1.
Изложена в задании 3 (стр. 113-114).
Автомобильная авария, описанная в задании, учащимися как преступление не воспринимается. По их мнению, водитель не нарушил правил дорожного движения. Необходимо показать, что вина водителя заключается в том, что на мокрой дороге он должен был предвидеть возможность катастрофы и снизить скорость, принять другие меры безопасности.
Ситуация 2.
Изложена в задании 2 (стр. 113).
Ребята, как правило, расценивают действия водителя бензовоза как преступную небрежность. Необходимо объяснить, что водитель действовал в состоянии крайней необходимости, спасая жизни многих людей. Скорее всего, суд признает водителя бензовоза невиновным.
Ситуация 3.
Четверо подростков бросали камни в окна дома. Одно из окон они разбили. Хозяин квартиры выбежал на улицу и пытался урезонить хулиганов, за что был жестоко ими избит.
Данная ситуация не представляет особой сложности для учащихся. Очевидны как преступление, так и его умышленный характер.
Завершает работу вывод: большую опасность представляют умышленные преступления, за которые предусмотрены более суровые наказания.
О наиболее тяжком преступлении против личности – убийстве – информация дается в объеме учебного пособия (стр. 111-113).
В завершение урока обсуждаются слова Бруно Ясенского (стр.113).
4. Домашнее задание.
╖ 15, тест “Легкомысленный ли вы человек?” (стр. 114-115). Определите свое отношение к смертной казни.
Практикум
“Преступления против личности и собственности”
2 ч.
Цель: развить умения учащихся применять теоретические знания к анализу правовых фактов.
Задачи: развить представления учащихся об основных видах преступлений и ответственности за них; показать учащимся некоторые нормы поведения в критических ситуациях.
Материалы к уроку: судебное дело, изучавшееся на предыдущем практикуме; “Уроки полковника Дубягина”; советы подросткам (стр. 138-139); рабочие листы “Преступления против собственности”, “Преступления против личности”.
1. Класс делится на группы по 6 человек. Каждая группа получает судебное дело, с которым учащиеся работали на предыдущем практикуме.
Задания для работы в группах.
Прочитайте материалы судебного дела.
Заполните рабочие листы (эта часть работы выполняется в парах).
Рабочий лист
“Преступления против собственности”
Рабочий лист
“Преступления против личности”
Классификация по видам преступлений
Классификация по формам вины
Через 10-15 мин. обменяйтесь мнениями по предварительным итогам работы, обсудите ответы, полученные в парах.
Подготовьте окончательный вариант рабочих листов.
Целесообразно привлечь к работе в качестве эксперта представителя ОВД. Он дает юридическую оценку решений групп, отвечает на вопросы учащихся.
2. Организуется групповая работа над вопросом “Как не стать жертвой преступления?”.
Задания для работы в группах.
Попытайтесь сформулировать правила безопасного поведения в следующих ситуациях.
Первая группа: “Вы возвращаетесь вечером домой”.
Вторая группа: “Вы остались один дома, а в квартиру кто-то звонит”.
Третья группа: “К вам на улице подходят старшие ребята”.
Четвертая группа: “Вы входите в подъезд, а там расположилась веселая компания подростков”.
Пятая группа: “Вас просят помочь донести вещи до квартиры”.
Оцените свои рекомендации с точки зрения профессионалов. Для этого внимательно изучите “Советы подросткам” (с.138-139 учебного пособия) или “Уроки полковника Дубягина”.
Уроки полковника Дубягина.
Правила личной безопасности, которые должен знать каждый ребенок
Дома
попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону;
если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси: “Кто?” (независимо от того, один ты дома или с близкими);
не открывай дверь на ответ “Я”, попроси человека назваться;
если ты его не знаешь, а он представился знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, попроси его прийти в другой раз и дверь не открывай;
если же человек называет незнакомую фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая дверь, объясни ему, что он неправильно записал нужный адрес;
если незнакомый представился работником ДЭЗа, почты и других коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони ему на работу, и только получив подтверждение личности, открой дверь;
если пришедший представился сотрудником органов внутренних дел, выясни фамилию, должность, звание и позвони по месту работы (телефон всегда можно найти в справочнике); после получения подтверждения открой дверь, попроси предъявить документы и только после этого впусти его в квартиру;
если незнакомый попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или “скорой помощи”, не спеши открывать дверь, ты можешь сам уточнить адрес, набрав номер, сообщенный тебе, а также вызвать милицию и “скорую помощь”;
если у вас на площадке собралась компания, мешающая твоему отдыху или распивающая спиртное, устраивающая драку, не вступай с ней в конфликт, вызови милицию и дождись ее;
вынося мусорное ведро, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи вашей квартиры, и, выходя из нее, запри дверь;
отправляясь за газетой, не рассматривай ее тут же, поднимись в квартиру. Если же ты заметил посторонних, но почту взять не успел, возвращайся домой.
На улице
если ты хочешь уйти в соседний двор, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и в котором часу вернешься;
если вы с друзьями играете в прятки, не используйте при этом машины, подвалы и другие подобные места;
избегай ходить через парк или лес;
если тебе показалось, что за тобой идут, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку;
если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя;
если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту; если машина тормозит, отойди от нее подальше;
если тебя остановили и попросили объяснить дорогу, не садись в машину и постарайся объяснить на словах;
если незнакомый человек старается тебя чем-то угостить или предложить какую-нибудь вещь, вежливо откажись;
если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой и попроси дождаться их прихода на улице;
входя в подъезд, посмотри, нет ли посторонних. Если там несколько человек или даже один человек, подожди, пока кто-нибудь войдет в подъезд вместе с тобой;
ты вызвал лифт, и к тебе подошел незнакомый человек. Обязательно дождись, чтобы он уехал без тебя;
не оставляй записки о том, куда ты ушел и когда будешь, в дверях квартиры;
ты пришел, но дверь в квартиру оказалась открытой, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой;
если на улице тебе навстречу идет компания, перейди на другую сторону, в конфликт старайся не вступать.
В магазине
перед выходом из дома пересчитай наличные деньги;
не говори никому о том, какой суммой денег ты располагаешь;
если при тебе крупная сумма денег, попроси своих родственников сопроводить тебя;
если тебе предлагают зайти в подсобку, палатку, машину, с тобой должен быть сопровождающий тебя человек;
расплачиваясь, не показывай все деньги, имеющиеся у тебя.
Если есть время, полезно рассмотреть ситуации, предложенные учащимися, и выработать рекомендации по безопасному поведению.
Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя граждановедения
Новоуральск
Комментарии