Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Зло нужно остановить

УГ - Москва, №49 от 4 декабря 2012. Читать номер
Автор:

​Как воспитывать детей в современном обществе? Нужно ли ограждать их от нежелательной информации? Кто это должен делать? На эти и множество других важных вопросов искали ответ на очередном «Родительском собрании» в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в Москве:- Недавно я сидел в Госдуме на обсуждении нового закона об образовании, и меня поразило, что в единственной позиции, которая хоть как-то говорит о воспитании, закон переводит стрелки на конфессии. Кто и когда должен объяснить ребенку, что есть реальный мир? Дети обсуждают происходящие события друг с другом при отсутствии морального, этического опыта. Мы сегодня провожаем на пенсию ту самую Марью Ивановну, которая не умела работать на компьютере и писала в дневниках досадные замечания, но тот ученик, которому она досаждала, хотя бы понимал, что кого-то его жизнь волнует. У ребят сегодня нет ощущения, что кого-то волнует их жизнь. Сейчас есть электронные журналы, раньше можно было не показывать дневник, сказать, что потерял, а сейчас вроде бы информация проходит все время, но нет былой нравственной информации.Сегодня новости в СМИ подают без эмоций, без отношения к происходящему, это становится нормой, дети получают информацию из Интернета, и никто не знает, какая у них рефлексия по этому поводу.Я встречался с людьми, которые работают на «телефоне доверия», и они мне рассказали, что только что позвонил мальчик и сказал, что у него папа обманщик: мы, говорит, с ним начали играть в какую-то игру, ему позвонили, а он сказал, что на совещании. Даже тот папа, который хочет играть с сыном, не понимает, что рядом с ним растет человек, который сейчас постигает, что такое правда и ложь. В этой ситуации уже происходит какое-то искривление представлений у ребенка, мир рушится. У меня сейчас выйдет книжка про мою школу, я учился в 2-й московской школе 2 года после 68 года – после Праги. Это было жуткое время, но это были, наверное, лучшие годы в моей жизни, потому что эти учителя сделали так, что я в это время читал и обсуждал «Преступление и наказание», думал. У меня в этом смысле совсем не романтическая позиция, наоборот: нет никакого другого выхода для воспитания, кроме твоей семьи, твоего учителя.Владимир СОБКИН, директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, академик РАО:- Основной акцент нынче все делают на решении технократических, материальных проблем школы, но технократический подход к школе, к учреждению приводит к тому, что уходит сложное человеческое качество, о котором когда-то было сказано в классической фразе так: «Над вымыслом слезами обольюсь». В этом случае важно, что не по поводу жизни, толкания, драки, каких-то конкретных событий, а над вымыслом. Это глубочайший момент, связанный с воспитанием художественного чувства в школе, в семье, приобщение человека к искусству, к художественным произведениям, вхождение в эти ситуации, проживание их как своих, расширяют человеческий опыт и дают возможность прожить историю Джульетты, историю Раскольникова. Я вчера был на показе самостоятельных работ в колледже Олега Табакова, видел там кусочек из «Идиота», когда Мышкин приходит к Епанчиным и там рассказывает про гильотину и про казнь. Эти ребята – ученики Табакова – прочитали и поняли эту ситуацию. Когда мы говорим про школу, то что значит прочитать? Это значит – освоить какие-то моменты чтения.В сознании человека то, что пропущено через фильтр СМИ, приобретает определенный статус возможности, допустимости. Когда мы говорили о насилии, в сознании человека это насилие воспринимается как «все обратимо», дети думают, что все можно вернуть назад, как в компьютерных игралках. Момент, что в реальной жизни это потеря окончательная, невосполнимая, в сознании начинает отсутствовать. Есть очень глубокая по смыслу фраза Бахтина: «Культура осознает себя на границе». Когда мы говорим о том, что есть школа и есть то, что за границами школы, мы должны отдавать себе отчет о тех вызовах, которые сегодня есть, понимать, что есть вызовы культурные, общественные, которые сегодня предъявляют школе, а школа должна отвечать на эти вызовы, взять на себя ответственность. По нашим социологическим опросам, на вопрос «Знаете ли вы о драках в вашей школе?» четверть опрошенных детей говорят, что знают, а учителя, когда узнают о драке, делают вид, что не замечают, это наиболее распространенная позиция в ответах школьников. Я окончил 66-ю школу, там были прекрасные учителя – мужики, прошедшие войну и вставшие около доски, у них была личностная позиция, они были с нами честны.Никита ПОЛИЦЕЙМАКО-ЛЫСАК, актер, режиссер, ученик 5-го класса:- Недавно был случай: мальчик шел с мамой рядом с супермаркетом (я видел это видео недавно в Интернете). Проезжает машина, разворачивается, давит мальчика и спокойно уезжает. Большинство людей это даже не волнует. Кто-то пришел, посмотрел, кто-то просто в шоке. Это уже становится нормой, но это ненормально.Сейчас на всякие боевики стоят ограничения «14+», «16+», это то, что мне не разрешают смотреть, но дома в Интернете все равно можно смотреть все то, что тебе хочется.Нельзя отгородиться от творчества – от фильмов, от театра, ведь потом, когда ты столкнешься с этим в жизни, ты будешь еще больше не готов. Тебе нужно узнать, что такое насилие, когда ты узнаешь, ты от него защищаешься. Сейчас много групп ВКонтакте, которые пишут всякие рассуждения о жизни, о любви, о человеке, но все эти рассуждения какие-то наигранные. Кто-то пишет «плачу», а на самом деле не плачет, и это уже не волнует людей. Кто-то думает, человечество стало слишком жестокое, надо его как-то улучшить, но пишут всякие истории о том, как человек от неразделенной любви выкинулся в окно, как бабушка сидит в метро и никому не нужна, как ветеран продает свои награды в метро от бедности. Сейчас это везде. Это зло победить невозможно, но можно уменьшить.У нас хорошая школа, в начале нашего обучения у нас была очень хорошая учительница Ольга Даниловна. У нас 1-2-е классы учатся на одной территории, потом 3-4-е – на другой, а с 4-го по 11-й – уже на третьей. Мы перешли на другую территорию, там нам попался не такой уж хороший педагог, который работал более формально, скоро он не выдержал, начал нас ругать, даже матом. Его уволили, потом у нас был еще один педагог, он был тоже более или менее хороший, но ушел, так как не выдерживал нагрузку, когда детей надо учить не только предмету, но еще чему-то. Думаю, учителями должны быть не просто обычные люди, которые могут учить, а еще тонкие психологи. Надо понять, что, как было, уже не будет, что зло растет и надо его остановить.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту