search
main
0

Златокузнецы и балкарские притчи

К своим истокам прикоснись

Российская Федерация – целая часть света, она соединяет два мира – Восток и Запад. И всегда на Руси боролись два начала – восточное и западное. Это лейтмотив нашего российского самосознания. Чем острее переживались исторические перипетии, тем настойчивее он давал знать о себе, сплетаясь с темой особого призвания России, ее духовной миссии – всепримирения разъединенных историей народов. Особая роль в этой миссии принадлежит народному искусству и культурному наследию народов России.

Народное искусство – собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Оно служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Как всеобщее национальное достояние, народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях. Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Не зная своего прошлого, трудно понять смысл настоящего и возможности будущего.

Для более полного, конкретного и разнообразного погружения воспитанников дошкольного возраста в процесс ознакомления с народным искусством и нематериальными культурными ценностями народов России в каждом дошкольном корпусе стартовал проект «К своим истокам прикоснись…». Это познавательно-творческий долгосрочный проект, участниками которого являлись воспитанники, педагоги и родители. Целью проекта было создание условия для формирования основ патриотического сознания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой народов России, а главным для педагогов виделось развитие стойкого интереса к народным произведениям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному искусству и культурным ценностям.

В каждом дошкольном корпусе ознакомление с народным искусством и работа по проекту были привязаны к выбранной коллективом педагогов национальной республике (Татарстан), региону (Кубань, средняя полоса России, Северный Кавказ), в дошкольном корпусе педагоги осуществляли проектную деятельность, связанную с народным творчеством Республики Беларусь.

Результатом первого этапа проекта был проведенный музыкальный фестиваль «Россия – оплот единства наций и народов России», на котором воспитанники показали народные танцы, исполняли фольклорные песни, читали стихи, создавали макеты, пытаясь в них отобразить красоту и разнообразие природы края, республики.

 

Декада народных праздников и обрядов

Важной составной частью жизни являются праздники, обряды, традиции, уходящие своими корнями в историю нашего народа. Ныне эти праздники и обряды наполнились новыми содержанием и формой, появились и другие обряды и праздники, рожденные современным образом жизни. В течение недели предполагалось ознакомление с государственной символикой республик и регионов (флаг, гимн, герб), народными костюмами, педагоги на тематических беседах и презентациях не только знакомили с костюмами, рисовали элементы их, но и давали понятия обрядов и традиций, где костюмы используются как атрибут праздника.

 

Декада народных ремесел

Происходило знакомство с народными ремеслами, промыслами и изделиями мастеров народов России, с использованием пластилина и цветного теста (технология тестопластики), и в гончарной мастерской ребята создавали по образцам изделия национальных мастеров (гжель, жостовская роспись, дымковская игрушка, изделия кубачинских златокузнецов, балхарские глиняные изделия»). Результатом декады были организованные выставки творческих работ воспитанников.

 

Декада устного народного творчества

Устное народное творчество и музыкальное творчество занимают важнейшее место в историческом наследии любого народа. Это былины, сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни, потешки и прибаутки. В корпусах специалисты помогали педагогам осуществить постановку музыкальных народных сказок (русских, белорусских, татарских), было организовано проведение конкурсов чтецов. Культура любого народа живет памятью времен, а мир вещей делает прошлое осязаемым. И именно книга помогает облегчить восприятие классической литературы, убрав слегка застлавшую ее дымку времени, затрудняющую понимание. С великой русской литературой, а также с произведениями национальных авторов и поэтов знакомили ребят в течение всего проекта.

 

День национальной кухни

Это событие вызвало также большой познавательный интерес у дошкольников. Дети вместе с педагогами и родителями участвовали в приготовлении блюд по национальным рецептам, интерес вызывало все: от костюмов повара, замеса и поднятия теста для осетинских пирогов, дагестанского хинкала, сладкий вкус татарского блюда чак-чак.

Важным итогом проектной деятельности было не только достижение ожидаемых результатов, цели проекта, но и формирование детско-родительских отношений через вовлечение родителей в запланированные образовательные события.

Все это не только погружение ребят и педагогов в историю народного искусства и культурного наследия, но и развитие понимания, что мы – взрослые, наши дети и внуки – гордимся своей страной, ее многогранной культурой и древними традициями, так как наша страна богата талантливыми и творческими людьми. И это доказывает опыт многих поколений: все мы единый, сплоченный российский народ, и наше общее культурное наследие – это достояние каждого!

Диана ИСАЕВА, старший воспитатель школы №1212;

Ольга МАКАРОВА, учитель-дефектолог школы №212;

Галина РОДИОНОВА, Ольга ВОРОБЬЕВА, воспитатели школы №1212

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте