Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Зимняя школа учителей года и их учеников заглянула в будущее

Дата: 15 января 2015, 18:03
Автор:

«Что такое время?» – вопрос безмолвно повис в тишине урока. «Тогда посмотрим небольшой фильм», – предложил учитель. На экране появился пожилой фотограф, к которому в течение дня (и жизни) заходят сделать снимок разные люди, и он терпеливо, ненавязчиво и мастерски делает работу, улыбаясь чему-то своему. Чему?..

Не будем раскрывать все тайны одного из открытых уроков, что проходили на межрегиональной зимней школе «Учитель года» в городе Соколе Вологодской области, куда в новогодние праздники съехались десятки педагогов и сотни школьников из разных уголков нашей страны. Этому проекту уже много лет, его поддерживает «Учительская газета», существует он благодаря московскому педагогу Владимиру Головнеру – автору идеи и главному организатору.

Так что же такое время? Учитель проводит на доске линию, ставит на ней точку рождения Христа, и просит отметить на этом луче сегодняшний день, эту минуту, этот самый миг. Ребята выходят к доске и ставят мелом свои отметки. И они не совпадают! Значит время у каждого разное?

Кто-то в каникулы отдыхает от школы, от работы, оберегая каждый час безмятежного счастья. Кто-то убегает из дома, или от себя, пытаясь догнать что-то упущенное. А группа Головнера нашла свой способ изменять время (или себя?). Зимняя школа – особые каникулы. Одних это приводит в недоумение. Других – в восторг.

Проведя несколько дней в Кадетской областной школе-интернате – именно там жили и учились участники проекта, – я, наблюдая за окружающими, пытался понять – а зачем они собрались? Да – общение, да – путешествие в чужой край, да – возможность показать и посмотреть классные уроки, тем более, что преподавательское звено – поголовно лауреаты и победители профессиональных конкурсов. Но только ли ради этого?

Каждый учитель привёз с собой небольшую группу из 4-5 школьников своего учебного заведения, большинство из которых колесят на Зимние (и Летние) школы каждый год, и давно подружились со сверстниками – тоже старожилами – из других регионов. Есть уже и супружеские пары, нашедшие друг друга благодаря этому проекту. Это не просто «школа». Это большая семья. Где множество преподавателей-родителей и куча школьников-детей объединяются дважды в год в разных уголках России. Именно такие «мягкие», доверительные и естественные отношения между детьми и взрослыми, учениками и учителями мне показались главной отличительной чертой «головнерской школы».

А разве могло быть иначе? Посудите сами! Педагог сам отбирает детей из своей школы. Те, в свою очередь, добровольно отправляются в путь. Уроки, что им предлагают, не имеют места в программе, так как самой учебной программы в этой школе нет, к тому же группы подчас разновозрастные, но всем интересно, полезно, так как открытия на таких занятиях случаются, думаю, чаще, чем обычно. «А я и не знала, что такие уроки бывают!» – сказала мне одна одиннадцатиклассница(!), попавшая сюда впервые.

Ну чем не проект школы будущего? Лаборатория «ненасильственной педагогики»! Пусть такое образование в массовой порядке ещё только маячит где-то на горизонте, да и то – в умах отдельных «романтиков», но ведь «время у каждого своё».

Урок «Время», с которого я начал свой рассказ, и который поразил меня стрелой Купидона (а в уроки влюбляются не слабее, чем в людей), проводили два учителя одновременно: филолог Наталья Тихонова из Воронежа и историк Валерия Балтачёва из Удмуртии. Более непохожих соавторов трудно представить. Но, видимо, в этом и заключается прелесть «школы» – здесь можно всё! Обычные школьные законы и традиции не властны над этим проектом. Возможно, этот необычный десант, выбрасываясь каждый раз в новом месте, действительно меняет время. Заглядывая немножко в будущее.

Евгений Вирячев, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физической культуры средней школы №7 Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»

Фото из архива организаторов Зимней школы.

Прим. редакции. Репортаж учителя года Кубани-2000 Андрея Семке о работе Зимней школы 2015 года читайте в №3 «Учительской газеты» от 20 января 2015 года


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt