search
main
Топ 10
В новый год – по-новому: с 1 сентября жизнь школы уже не будет прежней Разрушаем мифы: флешку можно вытаскивать небезопасно, а заклеивание камеры не спасет от слежки Почему в России дефицит учителей – мнение педагогов Отец самой юной студентки МГУ Алисы Тепляковой сообщил о будущем пополнении в семье Год на год не похож: грядущие изменения в школах глазами молодого учителя Школьные и студенческие олимпиады на 2022/2023 учебный год: Минпросвещения предложило новый перечень Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Медовый Спас: что нужно знать о меде и как выбрать настоящий Врачи перечислили причины летального исхода среди вакцинированных от ковида В Госдуму внесли инициативу о пособиях для школьников и студентов-очников В Минпросвещения России утвердили состав Совета учителей-блогеров Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей На какие стипендии могут претендовать российские студенты в 2022 году Более 2 тысяч учителей примут участие в Августовских педчтениях в Севастополе В Омской области выявили рост заболеваемости энтеровирусом среди детей Рособрнадзор: предложение разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный будет рассмотрено Нехватку учителей и дебюрократизацию в школах обсудят осенью члены Общественного совета при Минпросвещения Диетологи призывают поставить лишний вес к стенке Скоро в школу: что важно сделать до начала учебного года «Просвещение» приглашает на всероссийский августовский онлайн-педсовет

Зимняя школа учителей года и их учеников заглянула в будущее

«Что такое время?» – вопрос безмолвно повис в тишине урока. «Тогда посмотрим небольшой фильм», – предложил учитель. На экране появился пожилой фотограф, к которому в течение дня (и жизни) заходят сделать снимок разные люди, и он терпеливо, ненавязчиво и мастерски делает работу, улыбаясь чему-то своему. Чему?..

Не будем раскрывать все тайны одного из открытых уроков, что проходили на межрегиональной зимней школе «Учитель года» в городе Соколе Вологодской области, куда в новогодние праздники съехались десятки педагогов и сотни школьников из разных уголков нашей страны. Этому проекту уже много лет, его поддерживает «Учительская газета», существует он благодаря московскому педагогу Владимиру Головнеру – автору идеи и главному организатору.

Так что же такое время? Учитель проводит на доске линию, ставит на ней точку рождения Христа, и просит отметить на этом луче сегодняшний день, эту минуту, этот самый миг. Ребята выходят к доске и ставят мелом свои отметки. И они не совпадают! Значит время у каждого разное?

Кто-то в каникулы отдыхает от школы, от работы, оберегая каждый час безмятежного счастья. Кто-то убегает из дома, или от себя, пытаясь догнать что-то упущенное. А группа Головнера нашла свой способ изменять время (или себя?). Зимняя школа – особые каникулы. Одних это приводит в недоумение. Других – в восторг.

Проведя несколько дней в Кадетской областной школе-интернате – именно там жили и учились участники проекта, – я, наблюдая за окружающими, пытался понять – а зачем они собрались? Да – общение, да – путешествие в чужой край, да – возможность показать и посмотреть классные уроки, тем более, что преподавательское звено – поголовно лауреаты и победители профессиональных конкурсов. Но только ли ради этого?

Каждый учитель привёз с собой небольшую группу из 4-5 школьников своего учебного заведения, большинство из которых колесят на Зимние (и Летние) школы каждый год, и давно подружились со сверстниками – тоже старожилами – из других регионов. Есть уже и супружеские пары, нашедшие друг друга благодаря этому проекту. Это не просто «школа». Это большая семья. Где множество преподавателей-родителей и куча школьников-детей объединяются дважды в год в разных уголках России. Именно такие «мягкие», доверительные и естественные отношения между детьми и взрослыми, учениками и учителями мне показались главной отличительной чертой «головнерской школы».

А разве могло быть иначе? Посудите сами! Педагог сам отбирает детей из своей школы. Те, в свою очередь, добровольно отправляются в путь. Уроки, что им предлагают, не имеют места в программе, так как самой учебной программы в этой школе нет, к тому же группы подчас разновозрастные, но всем интересно, полезно, так как открытия на таких занятиях случаются, думаю, чаще, чем обычно. «А я и не знала, что такие уроки бывают!» – сказала мне одна одиннадцатиклассница(!), попавшая сюда впервые.

Ну чем не проект школы будущего? Лаборатория «ненасильственной педагогики»! Пусть такое образование в массовой порядке ещё только маячит где-то на горизонте, да и то – в умах отдельных «романтиков», но ведь «время у каждого своё».

Урок «Время», с которого я начал свой рассказ, и который поразил меня стрелой Купидона (а в уроки влюбляются не слабее, чем в людей), проводили два учителя одновременно: филолог Наталья Тихонова из Воронежа и историк Валерия Балтачёва из Удмуртии. Более непохожих соавторов трудно представить. Но, видимо, в этом и заключается прелесть «школы» – здесь можно всё! Обычные школьные законы и традиции не властны над этим проектом. Возможно, этот необычный десант, выбрасываясь каждый раз в новом месте, действительно меняет время. Заглядывая немножко в будущее.

Евгений Вирячев, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физической культуры средней школы №7 Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007»

Фото из архива организаторов Зимней школы.

Прим. редакции. Репортаж учителя года Кубани-2000 Андрея Семке о работе Зимней школы 2015 года читайте в №3 «Учительской газеты» от 20 января 2015 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте