Главная задача экологического воспитания детей в современном мире – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты – решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение ни сулило. Проблема охраны природы становится, таким образом, проблемой этики.
Экологические представления у 6-7-летних детей формируются лишь при непосредственном наблюдении природы. Для этого нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т.д.
Объектов для наблюдений множество, возможности здесь поистине безграничны. Вот несколько примеров для иллюстрации.
Представления о сложности, уникальности, хрупкости жизни.
Можно использовать ситуацию при обучении детей уходу за комнатными растениями.
“Посмотрите, дети, растения растут в одинаковой земле, поливаем их одинаковой водой, а они разные! У них разные стебли, листья, цвет, их легко отличить друг от друга. Это разные виды. Откуда они берутся, живые растения? Можно ли их сделать на фабрике, на заводе? Нет! Можно сделать игрушечные, из бумаги, например, из пластмассы, а живые – нет!
Что сложнее устроено: космический корабль или живой цветок у нас на окне? Цветок! Люди научились строить огромные заводы, самолеты, космические корабли, роботов, но создавать даже самый маленький живой организм не могут, потому что он очень сложен. Во много раз сложнее, чем любая машина. А легко ли погубить живое? Очень легко! Забудем несколько дней поливать растения, и они умрут. То же случится, если, наоборот, будем поливать слишком часто и помногу, если неосторожно поставим их зимой к открытому окну, если им не хватит света и т.п. Причин может быть много. Если растение погибло, сможем ли мы вырастить новое? Да, сможем, при условии, что где-то, у кого-то сохранилось растение того же вида и оно даст отросток или семена. Если же представить себе, что нигде больше такого растения нет и наше было последним, то никто никогда на Земле больше его не увидит: оно исчезнет, и восстановить его нельзя. Так бывает в природе. Сейчас многих животных и растений становится на Земле все меньше и меньше. Ежегодно некоторые из них навсегда исчезают с лица Земли. Вспомните об этом, если захотите сорвать цветок, сломать куст, поймать бабочку. Уничтоженное растение или животное может быть последним!”
Представления о взаимозависимости, полезности всех природных объектов
Вот фрагмент одного из возможных вариантов осенней экскурсии или прогулки: место проведения – ближайший лес (парк).
Учитель обращает внимание детей на то, как приятно пахнет в лесу прелой листвой, воздух прозрачен, шуршат опавшие листья. Под руководством учителя дети рассматривают листья, ветки, стволы деревьев, траву. На листьях видна сеть жилок, напоминающая кружева, по краям – маленькие зубчики. Одинаковый ли рисунок образуют жилки на разных листьях? Одинаковы ли по форме сами листья? А их цвет? Учитель просит потрогать, погладить стволы деревьев. У одних ствол гладкий, блестящий (у молодых березок), у других – шершавый, матовый (тополь, осина, ива и др.).
Учитель: “Присмотритесь: на стволе и веточках у березки (рябинки и т.п.) видны светлые точки. Это малюсенькие дырочки, через них дерево дышит. Оно живое. Если повредить ствол, например, забить гвоздь, порезать ножом или сломать ветку, дерево будет болеть и может даже умереть – засохнуть. Присмотритесь еще раз к листочкам. На некоторых видны повреждения, а от других осталась только часть. Как вы думаете, что случилось с листьями?
Это летом их ели гусеницы бабочек, жуки-листоеды и другие насекомые. Вредные ли это насекомые? (Дети обычно отвечают утвердительно). Значит, лучше, чтобы их не было? (Тот же ответ). Вот вы и ошиблись! Летом у всех птиц бывают птенцы, а почти все птицы кормят своих птенчиков насекомыми. Каждому птенцу, чтобы он за лето успел вырасти и научиться летать, нужно съесть много-много насекомых. Птички-родители целый день без устали ловят насекомых и кормят птенцов. Так нужны ли в природе насекомые? (Ответ: “Нужны!”) Можно сказать, что они вредные? (“Нельзя”). Вот как интересно получается: дерево своими листьями кормит насекомых, которые нужны птицам. Осенью насекомых найти трудно: они прячутся в щели, под опавшие листья и засыпают на зиму. Насекомоядным птицам становится голодно, и они улетают на юг.
Таким образом, на экскурсии под руководством учителя ребенок фиксирует внимание на своих ощущениях: приятный запах, неповторяющиеся цвета и узоры, шелест и шуршание листьев, разные на ощупь стволы, ветки, листья… Детей исподволь подводим к пониманию явлений в осенней природе. Обращаем внимание на детали, которые часто остаются незамеченными. Помогаем удивиться и обрадоваться открытию связи: растения – насекомые – птицы, подводим к пониманию того, что нельзя говорить о вредности природных объектов.
Представление о непрерывности жизни
Для формирования этого представления можно использовать видимые сезонные изменения в живой природе. Зимой парки, леса кажутся почти безжизненными. Особенно заметно зимнее “умирание” растений и насекомых. Весной они появляются вновь в огромных количествах. Откуда они появляются? Возникают ли каждый раз заново?
Проверим, мертвы ли растения. Для этого срежем на прогулке веточку и поставим в классе в баночку с водой. Понаблюдаем “оживание” ветки, сделаем вывод о том, что растение зимой спит. Так же как растения, спят и насекомые. Зимой их так же много, как весной, но просто их труднее найти, потому что осенью, прежде чем “заснуть”, они надежно спрятались.
Татьяна БАРАКОВА,
учитель начальных классов средней школы N 2
Грязовец,
Вологодская область
Комментарии